Вы танцуете…танго?

В большом городе когда-нибудь обязательно появляется танго, и его дальнейшее развитие везде происходит по примерно одному сценарию. Сценарий этот, в частности, предусматривает этап, который характеризуется танцеванием под родные и неродные попсовые хиты и заявлениями о своем собственном пути аргентинского танго, уникальном и непохожем на другие. Но этот путь — тупик, он не ведет к аргентинскому танго, потому что танго — это не просто танец, то есть это не набор движений, которые можно исполнять под что угодно. Танго — это уникальное явление, которое включает в себя собственно танец танго, музыку танго, и очень важную часть, которой нет у других социальных танцев: культуру танго. Это то, о чем преподаватель танго должен вспоминать перед каждым своим уроком, точно так же как диджей – перед каждой своей милонгой.

Рассмотрим, из чего состоят все эти три части.

Во-первых, собственно танец — это набор движений и принципов. Это некоторые движения и структуры, характерные для танго — например, очо, хиро, крест, сакады, и т.д. — которые органически следуют из принципов, на которых основан танец. Это — объятие, ведение/следование и импровизация, которая дает возможность проявить танцорам свою креативность.

Во-вторых, это музыка танго — здесь и та музыка, которая исполнялась в «золотой век танго» (1930-50е годы) для того, чтобы под нее танцевать, и та, которая исполнялась позже (в основном, для того чтобы ее слушать), и музыка, которая была в самом начале: которую мы почти не знаем, очень редко танцуем и еще реже слушаем. Заметьте, что эта часть не включает в себя музыку, которая не является танго, даже если она очень нравится и кто-то под нее что-то танцевал.

И наконец,третья часть, не менее важная, чем предыдущие две: культура. Люди часто забывают (а иногда им никто не рассказал и они просто не догадываются), что танго — это не просто набор движений и фигур. На протяжении нескольких десятков лет в повседневной жизни большой части населения многомиллионного города танго играло очень заметную роль. Это не могло не отразиться на танго. Оно стало не просто танцем, а сложным культурным явлением, которое включает в себя: — историю, то есть факты, их связь и последовательность, запечатленные современниками и известные нам сейчас достоверно, такие, например, как смерть Гарделя, первое исполнение El Choclo, первый аргентинский звуковой фильм (1931 год), который назывался Tango и в котором принимали участие почти все знаменитые оркестры, и т.д. — мифы, например, есть распространенный миф о том, что Adios Muchahos была последней песней, исполненной Гарделем перед его трагической гибелью. Это не так; известно, что последней песней, которую исполнил Гардель, была Tomo y Obligo. Этот концерт транслировался по радио, и осталась запись. Но мы никогда не узнаем, что напевал Гардель себе под нос, когда самолет разбегался по взлетной площадке. И еще эту историю часто впоминают, чтобы обяснить распространенное еще не так давно суеверие (еще одно проявление культуры), согласно которому Adios Muchahos приносит несчастье (поэтому эту композицию никогда не ставят на милонге). Я читал истории, cо старыми аргентинцами при звуках Adios Muchachos случался удар (дело происходило не в Буэнос-Айресе, а диджей явно не был аргентинцем). Поэтому когда музыканта или весь оркестр несправедливо увольняли, то напоследок он играл ту самую проклятую песню, чтобы хозяину жизнь медом не казалась. В танго полно обрядов и ритуалов. Это и способ приглашения (кодигос), и обычай танцевать тандами, и что если один из партнеров говорит«спасибо», то это значит, что танцевать он больше не хочет (или не может), и что если вы услышали спасибо до конца танды, то это повод задуматься о том, так ли уж хорошо вы танцуете, как вам кажется. Когда мы отбрасываем все это: когда мы отказываемся следовать обычаям, или когда мы танцуем «танго» под музыку из «Амели» или «Песняров» — то есть когда мы берем от аргентинсконго танго только движения, а его культуру и его музыку оставляем за бортом, можем ли мы называть место, где мы танцуем, милонгой, и говорить, что мы танцуем аргентинское танго?..

Можно ли сделать борщ без свеклы? Будет ли называться круассаном свернутый в трубочку блин? Будет ли такое танго аргентинским и будет ли это танго вообще?… Скажите мне ответы, и я скажу, что вы танцуете…

Танго-газета «Эль Маяк»  №10 (март 2010)

Юрий Алексеев

Добавить комментарий