Juan D’Arienzo: король ритма

Руководство по прослушиванию

Оркестр Juan D’Arienzo (состав оркестра тут)

Пианино — Lidio Fasoli:
1. Hotel Victoria (1935)

2. Pabellion de las rosas (вальс) (1936)

 

Пианино – Rodolfo Biagi:
3. Nueve de julio (1935)

4. Rawson (1936)

5. El choclo (1937)

6. Silueta portena (милонга) (1936)

7. Pensalo bien (1938) (певец: Alberto Echague)

 

Пианино – Antonio Polito:
8. Nada mas (1938) (певец: Alberto Echague)

9. Felicia (1939)

Примечание: На протяжении своей долгой карьеры Juan D’Arienzo записывал большинство своих главных хитов по нескольку раз, часто через десятилетия. Поэтому вы не можете однозначно определить композицию только по имени, вам нужно знать еще и год, который часто не указан. Со временем вы научитесь определять это на слух.

Из этого листа, “Hotel Victoria”, “9 de julio” и “Nada mas” были записаны 3 раза, а “El choclo” – 4. (Последняя версия “Hotel Victoria” была записана как “Gran Hotel Victoria”, но вам не стоит в этом доверять компании звукозаписи.)

Кто такой Juan D’Arienzo? Это человек, который практически без посторонней помощи бросил целый город к своим ногам, создав из поколения танго слушателей, поколение танго танцоров. Это была революция.

D’Arienzo предвосхитил путь всех танцевальных оркестров, которые пришли после него в 40х годах. Можно даже сказать, что он подготовил почву для самой Золотой Декады 40х. D’Arienzo не отрыл Золотой Век, но без него он был бы немыслим. Танго бы просто не существовало в том виде, в котором мы знаем его сегодня, и армия современных поклонников танго должна была бы найти себе другое занятие. Он изменил историю, не только музыки, но и социальную историю тоже.
Формула D’Arienzo была простой. Вернувшись назад, к десятилетию музыкальной эволюции, он вернул репертуар и стиль старой гвардии, но использовал современные аранжировки и неотразимое стаккато своего ритма. Интеллигенция была шокирована – даже сегодня, танго интеллектуалы порочат его музыку. Но люди ее любят и окрестили D’Arienzo Королем Ритма.

Оркестр D’Arienzo не был создан сразу полностью сформированным. И был еще один ключевой элемент в истории D’Arienzo, это его пианист Rodolfo Biagi. Это был союз созданный на небесах. Но Biagi не был первым пианистом оркестра D’Arienzo, нет, им был Lidio Fasoli. Отличный способ начать изучение оркестра D’Arienzo – танго “Hotel Victoria” 1935 года, записанное на самой первой их сессии записи в июле 1935. Fasoli за пианино и ритм с сильным маркато 4х8, которое вы можете считать как «1 и 2 и 3 и 4 и». У мелодии хороший ритм (компАс), но она лишена того драйва, который мы привыкли ассоциировать с этом оркестром.

D’Arienzo обычно играл в кабаре Шантеклер, где Biagi, недавно вернувшийся из заграничного тура, был частым посетителем. Однажды Fasoli опоздал на работу, что случалось довольно часто, и пустующий стул был предложен Biagi. Он не заставил просить себя дважды.

Как любой хороший руководитель оркестра, D’Arienzo точно знал, как его музыканты должны играть. Потребовался еще один каприз судьбы для того чтобы Biagi смог добавить свою магию к звуку D’Arienzo.

D’Arienzo и сам часто опаздывал на выступления и оркестр начинал играть без него. В один из таких дней Biagi решил исполнить “9 de julio” по-своему. Стиль Biagi был более ритмичным, даже более агрессивным, по сравнению с тем, как оркестр играл до этого. Публика просто сошла с ума и заставила D’Arienzo адаптировать его собственный стиль. С этого момента успех оркестра, и самого танго, как популярной формы искусства, были обеспечены.

D’Arienzo сделал свои первые записи с Biagi за пианино в последний день 1935 года. Это были соответственно, “9 de julio” (мелодия, которая дала творческое пространство для его вклада в звук D’Arienzo) и вальс “Oriellas del plata”. Люди часто спрашивают меня Biagi ли играет в той или иной записи D’Arienzo. Вы можете услышать разницу между Fasoli и Biagi, как только вы узнаете, что слушать. В промежутках между музыкальными фразами Biagi вставляет очень короткие проигрыши стаккато, которые добавляют им выразительности, а всей музыке дополнительной энергетики. Стиль Biagi, несколько робкий в “9 de julio”, но совершенно очевидный 2 года спустя в “El choclo” (1937), отчетливо слышен уже со второго такта мелодии. Проигрыши не столько соединяют, сколько акцентируют музыкальные фразы. Аранжировка – это супер стаккато: прислушайтесь внимательно к открытию тактов и вы услышите, что не только бандонеоны играют стаккато, но и скрипки тоже.

В “Rawson” 1936 года есть и нечто другое, связанное с ритмикой, в самом начале мелодии: энергичное синкопирование (бит в неожиданном месте), которое для танцора значит явный намек на corte или прерванный шаг. Послушайте эту часть, и вы заметите, что синкопирования всегда идут группами по три. Знание этой особенности очень помогает танцору интерпретировать музыку.

2х4 (две четверти, или “dos por cuatro”)

Часто говорят, что D’Arienzo вернулся к ритму 2х4, но что это значит?
Возьмем два бита (2) и разделим каждый из них пополам, у вас получится четыре четвертых ноты (4), как будто торт разделили на 4 части. Это 2х4, но в танго это значит кое-что еще. Первый бит разделен не на равные части, т.е. первый кусок торта больше (3/8 вместо 1/4) за счет второго куска (1/8 вместо 1/4). Это показано точкой после первой ноты:

n

Если такая запись не понятна для вас, то давайте запишем тоже самое используя цифры.
Так как теперь мы говорим о восьмых долях, то нам потребуется 8 цифр, чтобы отобразить музыкальный такт. Красным цветом показаны акцентированные ноты:

1 2 3 4 5 6 7 8 или 1 х х 4 5 х 7 х — звучит, как: 1 (пауза) и 2, и

Это ритм раннего танго, а так же ритм хабанеры и милонги. Неравное деление первого бита, своеобразное синкопирование, создает непостоянный, порывистый ритм.

Следующий шаг был просто разделить торт на 8 частей. Теперь мы получили 4х8:

1 2 3 4 5 6 7 8 – звучит, как: 1 и 2 и 3 и 4 и

Синкопированного ритма тут больше нет, все звучит ровнее, однако вполне можно добавить синкопирование (сменить акценты) там, где уместно.

Все это произошло еще в 1916. Но такая музыка была тоже написана в размерности 2х4, что привело к путанице.

Очередной виток эволюции пришел вместе с De Caro в 1924: просто исключим все числа не выделенные красным цветом (четные) и перенумеруем:

1 2 3 4

Это 4х4. Что позволяет фразам звучать дольше, и быть, таким образом, выразительнее, но неровный ритм 2х4 полностью потерян. D’Arienzo, на самом деле, вернулся совсем не к ритму 2х4, но к его более изысканному брату, к 4х8. Эта музыка была написана в размерности 2х4 и по-прежнему упоминается как 2х4 в мире танго.

Исполнение Biagi очень заметно в “9 de julio” и “Rawson”. Но теперь давайте попробуем несколько менее очевидный пример: ироничное “Pensalo bien (Обдумай это)” (1938), где вы можете услышать те же самые вещи, но в более мягкой манере.

К сожалению, это танго, записанное в июне 1938 года, стало их последней совместной работой. Что случилось? История говорит, что как-то вечером оркестр играл вальс “Lagrimas y sonrisas” и Biagi был невероятно увлечен. Публика наградила его бурными овациями и отказывалась остановиться до тех пор, пока Biagi не поклонился со своего места. В этот момент, D’Arienzo подошел к нему, наклонился и шепнул на ухо: “Я единственная звезда этого оркестра. Вы уволены.” (источник www.tangoandchaos.org/comments_updates_new.htm).

D’Arienzo нанял Juan Polito, чтобы тот занял вакантное место, но вскоре они обнаружили, что стиль Biagi гораздо сложнее, чем это казалось на слух. Со слов самого D’Arienzo, из интервью, которое он давал в 1975: “Основа моего оркестра – пианино. Я считаю этот инструмент незаменимым”. Polito в конечном счете смог сделать хорошую имитацию его стиля, но всегда можно понять на слух, что он играет то, что написано аранжировщиком. Для сравнения, исполнение Biagi безудержно и непредсказуемо. Хорошим примером игры оркестра после ухода Biagi может быть инструментальное исполнение “Felicia” 1939 года. Бит был значительно усилен по сравнению с “Hotel Victoria” 1935 года и мелодия очень энергична даже без Biagi.

Насколько популярен был D’Arienzo?

D’Arienzo в любом смысле был самым популярным оркестром Золотого Века. Он продал больше записей и его музыканты получили большую плату, чем музыканты Troilo, Di Sarli и Canaro.

RCA Victor не могли выпускать его записи достаточно быстро. Магазины продавали его диски по завышенной цене, а иногда просто отказывались продавать диск D’Arienzo, если покупатель не брал что-то еще. Было продано 14 миллионов копий его записи “La cumparsita”.

Как слушать D’Arienzo

Бандонеон

Оркестр D’Arienzo это машина ритма, и если ось этого двигателя – пианино, то движущая часть, поршень, это группа из 5ти бандонеонов и 5ти скрипок, на одну больше, чем традиционные 4. D’Arienzo был знаменит своей секцией бандонеонов и они являются движущей силой его оркестра. Они поддерживают компас, используя разнообразные ритмические рисунки и изумительные вариации, – которые сформировали кульминацию многих танго аранжировок.

Скрипки

Важность бандонеонов в оркестре D’Arienzo не значит, что скрипки имели вторичную роль. Начало “9 de julio” демонстрирует замечательное пронзительное стаккато скрипок, которое продолжается почти всю запись. Это то, что вы можете услышать во многих записях D’Arienzo.

В отношении соло у D’Arienzo был фокус старой гвардии в рукаве — первая скрипка играет очень простое соло, внизу на 4й струне. Начиная с 40х это была скрипка Cayetano Puglisi. Некоторые считают печальным то, что музыкант такого уровня был вынужден играть простые фразы, но мне нравится думать, что Puglisi был рад доставлять так много радости миллионам людей, в то время, когда его собственные попытки организовать оркестр не имели коммерческого успеха.

Пианино

Ось любого оркестра, звук пианино D’Arienzo был определен Biagi — в первую очередь это акцентирование музыкальных фраз и только потом их связь.

Певец

Звук D’Arienzo был построен вокруг ритма, а не мелодии. Это отразилось и на певце…

{дальше оригинальный текст рекламного просмотра книги, которую мне пока не удалось купить, кончается…}

Отрывок из книги “Tango stories. Musical secrets”, автор — Michael Lavocah.

Пересказ — Ростислав Вавилов.

Добавить комментарий