Сольфеджио для чайников или Что я хотел знать до начала танца

Прежде чем заниматься какими-либо танцами, думаю, стоит постараться
дать самому себе ответ, что такое танец вообще. Ибо, глядя на разных
танцоров в разных стилях, понимаешь, что под «танцем» как под понятием
многие понимают разные вещи. Давайте попробуем посмотреть на танец как
на неотъемлемую часть музыки.
При внимательном взгляде на любого танцующего становится понятно, что
все свои движения (даже если это плохой танцор) он осуществляет не
хаотично, а по определенному закону (порой кажется, известному ему
одному). На испанском языке то, что делает, называется marcar el
tiempo. На русском ёмко выразить то же самое немного труднее:
«отмечать ритм». Своими движениями танцоры отмечают, зачастую не
отдавая себе отчет в этом, различные ритмические рисунки, как реально
слышимые в музыке, под которую они танцуют, так и создаваемые на ходу
ими самими и существующими только в их головах и ногах. Процентов на
90% они это делают ногами, но любые другие движения — рук, синтуры,
плечей (последнее больше присуще кубинским танцам) — это тоже marcar
el tiempo.
Если танцор просто повторяет уже прописанный музыкантами ритмический
рисунок, который слышен всем окружающим, то тут говорить особо не о
чем, все понятно — «что слышу, то и повторяю ногами/прочими частями
тела». Такое танцевание называется «в унисон». В унисон можно
танцевать как просто к музыкальному размеру (о нем ниже), и это будет
самый простой способ танцевания, так и к ритмическим партиям разных
музыкальных инструментов, которые вы слышите в композиции. Ритмический
рисунок есть у всех инструментов, не только у ритм-секции. Яснее всего
он слышен у тех, кто играет стоккатто (отрывисто) — фортепиано,
контрабас, ударные, гитара. Но у скрипки, которая играет легатто
(размазанно) тоже есть ритмический рисунок. Она «отмечает ритм»
началом каждой своей «размазанной» ноты. Ритмический рисунок
музыкального инструмента — это последовательность сыгранных им нот. У
мелодийных инструментов (ф-но, бандонеон и др.), понятное дело, кроме
ритмического рисунка эти ноты образуют еще и мелодию. Те танцоры,
которые слушают аранжировку, могут легко переходить по ходу танца от
ритмического рисунка одного инструмента к другому. Если аранжировку
слушают оба партнера, то оба они могут в один и тот же момент
исполнять рисунки разных инструментов (в хорошем танго большую часть
времени разные инструменты играют одновременно, причем каждый свое. Об
этом тоже ниже), не разрывая при этом пары, а наоборот, необыкновенно
украшая и обогащая этим свой танец, «вплетая» свою партию (т.е.,
партию «своего» инструмента) в партию партнера. Вот это и есть самый
высокий уровень искусства парного танца.
Вернее, почти самый высокий. Хоть это и необыкновенно красиво и
богато, это было все-таки танцевание в унисон. Еще более высоким
уровнем танцевального (оно же музыкальное) искусства является
танцевание контратьемпо или контрапунто. Это уже полноправное
импровизационное музицирование на ходу, высший пилотаж. Контратьемпо —
это танцевание «против» размера музыкального произведения. Если размер
указывает, что сильная (акцентированная) нота в каждом такте — первая,
то при танцевании контратьемпо мы сильной долей можем сделать любую
другую (если речь идет о танго, то любую из трех оставшихся, если о
вальсе — то любую из двух оставшихся, если о милонге — то вторую
оставшуюся). Принцип контратьемпо — это принцип широко известного, но
мало кому понятного синкопирования, т.е., переноса акцента с сильной
доли (ноты) на слабую, что является главной характеристикой в
частности джазовой импровизации, где сильная доля меняет свое место
буквально в каждом такте. Танцевание контрапунто — то же самое, но в
отношении не размера, а партии конкретного инструмента. Если я танцую
контрапунто к гитаре, то это значит, что я делаю акценты на тех нотах,
которые у гитары слабые. При импровизационном танцевании танцор по
ходу создает свой собственный ритмический рисунок, вплетаемый как в
партии инструментов, так и в партию партнера.
Теперь о размерах танго и сопутствующих ему жанров. Сам по себе размер
— это алгоритм (последовательность) сильных и слабых долей ритма,
неделимый на более мелкие алгоритмы и называемый тактом. Его
неделимость означает, что два такта в 2/4 не дают одного такта в 4/4,
а все равно распадаются на два такта по 2/4. Музыкальный размер танго
— это 4/4 (четыре четверти). Расшифровывается так: в каждом такте
четыре доли (ноты, удара) каждая длительностью в четверть «целой
ноты». Простым языком — это те «РАЗ, два, три, четыре/РАЗ, два, три,
четыре и т.д.», которыми мы часто «меряем» танго. Сильной долей, как
правило, является одна доля, но это могут быть и две, и даже три доли
(в сложных произведениях и в партиях утонченных музыкантов). Сильной
может быть любая из четырех (хотя традиционно, почему-то, в нотной
записи принято начинать такт только с сильной доли, «выводя»,
зачем-то, предыдущие слабые доли за такт). Проверяется это легко
словами текстов танго — слушайте, на какой слог падает ударение. В
«Кумпарсите», например, сильная первая доля. А в «Малене» — сильная
вторая. Размер вальса — 3/4. Размер милонги — 2/4. Очень часто,
правда, милонгу путают с кандомбе или аргентинской самбой (zamba), где
с размером дела обстоят сложнее, поскольку эти стили ритмически более
утонченные (их разберем как-нибудь позднее). Сами милонги тоже бывают
обогащенные и непростые с ритмической точки зрения. Но традиционные
милонги, все же, имеют ритм в 2/4.
Теперь пару слов о «хорошей» и «не очень» музыке для танцевания.
Исходя из вышесказанного, интереснее всего танцевать под музыку,
дающую наибольшую степень самовыражения, меньше всего загоняющую в
рамки. Меньше всего хочется танцевать под танго с монотонным ритмом,
громко и навязчиво напоминающем о размере в 4/4. Этим грешат некоторые
оркестры 40-ых годов, поставившие танго на конвейер. А «электротанго»
в худших своих проявлениях пошло еще дальше, навязывая совсем уже
примитивный ритм в 2/4, который никогда танго присущ не был. Так вот,
если пытаться определить, что такое хорошая музыка для танго, то одним
из определений будет наличие спрятанного или ненавязчивого основного
ритма (размера). Чем лучше музыка, тем глубже размер спрятан, тем
больше танго похоже на непредсказуемый (казалось бы) живой организм.
Хотя размер, как костяк, разумеется, остается всегда, даже когда его
не слышно. Кроме того, хорошие музыканты умело «разрывают»
монотонность паузами, сменой темпов, усложнением композиции. Одним из
первых таких мастеров был знаменитый Хулио де Каро еще в конце 20-ых
годов. Его последователи — Анибаль Тройло, Освальдо Пульезе, Орасио
Сальган и другие. Кроме того, чем лучше музыка, тем больше в ней
переплетенных одновременных партий разных инструментов. Один из самых
наглядных и замечательных примеров — тема Tres son moltitud Карлоса
Либедински и его Наркотанго №2. Три, а то и четыре параллельно
играющих инструмента дают необыкновенную свободу и богатые возможности
для того, чтобы «оттолкнуться» в создании своей собственной партии.
«Рваный» темп — тоже обогащает музыку и дает возможности танцору
«состязаться» еще и с композицией.
https://tango.uz/chetosco.blogspot.com/2008/03/blog-post.html

Добавить комментарий