Elvino Vardaro: великий оркестр которого никогда не было.

То, что кто-то определённо впереди своего времени, значит, что однажды время догонит его.  Ludwig Wittgenstein 

Elvino Vardaro был одним из лучших танго скрипачей всех времён. Список людей, с которыми он играл, это настоящий список «кто есть кто» в танго. Начиная с Juan Maglio (1920), он играл с секстетом Roberto Firpo (1924) и Pedro Maffia (1926), а также со всеми музыкантами компании Victor в конце 20х годов: Juan Guido, Ciriaco Ortiz’s Los Provincianos, Luis Petrucelli, Adolfo Carabelli, и конечно же с домашним оркестром студии Victor, — Orquestra Tipica Victor (OTV). Позднее он играл и с Fresedo и с Di Sarli. 

В 1929 году Vardaro сформировал, теперь мифический, секстет Vardaro-Pugliese, в качестве вокалистки в котором пела Malena de Toledo (есть мнение, что она была музой, знаменитого танго «Malena»). Vardaro собрал лучших молодых музыкантов того времени, состав, который в ретроспективе можно было бы считать величайшим из когда-либо существовавших. Фортепиано — Osvaldo Pugliese; бандонеоны — Anibal Troilo и Ciriaco Ortiz; вторая скрипка — Alfredo Gobbi! Включая самого Vardaro, каждый, из этих шести музыкантов, в конечном счете, возглавит свой собственный оркестр. В следующий раз чем-то сопоставимым станет «Quinteto Real» в 1960 году. Секстет пользовался успехом и отправился в турне по Аргентине. К сожалению, тур этот стал полным провалом. Vardaro пришлось заложить свою скрипку, чтобы оплатить билеты домой и группа распалась не оставив ни одной записи. Не долго думая, в 1933 году Vardaro создал свой собственный секстет, в котором он стал первой скрипкой, а Troilo — одним из бандонеонов. Другой скрипкой был Hugo Baralis, который позже будет играть в оркестре Troilo. Аранжировку Vardaro делал совместно с пианистом José Pascual.

Группа оставила только одну запись. Это была тестовая запись, сделанная для студии Victor в 1933 году, танго «Tigre Viejo». Одна из выдающихся записей всей эпохи танго. Аранжировка избегает общепринятых шаблонов исполнения танго. Музыка подобна дикому, бурному цветению. Для сравнения, запись «Tigre Viejo» оркестра Fresedo, один из его самых ритмичных вариантов, звучит не просто степенно и женоподобно, но даже выхолощено. 

Но эта тестовая запись была отвергнута студией Victor на том основании, что музыка не была коммерческой. Публичные выступления группы были чрезвычайно популярны. Они были завсегдатаями кафе Germinal, где их прозвали Sexteto Germinal. Но для успеха им было нужно больше: контракт на радио и контракт на запись. Без них у группы не было финансового будущего, и они распались в 1935 году, так и не сделав каких-либо коммерческих записей. Horacio Ferrer называл эту группу ожиданием Troilo. Очевидно, что секстет Vardaro был мостом между De Caro and Troilo, музыкальная концепция группы отличается, очень напоминая концепцию оркестра Pedro Laurenz. Это самое близкое к джазу, что могло предложить танго: шесть мужчин, играющих на грани возможности сохранить музыкальную целостность. Тестовая запись осталась, думаю не у Vardaro, а у второго бандонеониста оркестра Jorge Fernandez, семья которого сохранила её после его смерти. Не зная, как правильно хранить запись, они решили покрыть диск оливковым маслом. В конце концов, запись попала к частному коллекционеру, который очистил масло окуная диск в вазелин (!), и сделал перезапись, которую он и распространил среди других коллекционеров. Теперь же она «попала» и на коммерческие mp3.  

Что далее произошло с Vardaro? В 1938 году он недолго возглавил оркестр вместе с Lucio Demare. После этого некоторое время возглавлял джазовый оркестр. Затем играл в оркестрах Adolfo Pérez, Osvaldo Fresedo и Joaquin do Reyes. К тому времени, когда он реформировал оркестр в 1944 году, момент был уже упущен. Возрождение идей, которых он придерживался, должно было ждать появления сторонника декарианской (De Caro) школы Pedro Laurenz.

“Tango stories. Musical secrets”, автор — Michael Lavocah.

Пересказ — Ростислав Вавилов.

Добавить комментарий