Основы нотной грамоты

В этой серии уроков мы попробуем разобраться в основах нотной грамоты на примере самого распространённого размера 4/4. На первом уроке разберём длительности нот.

Длительность звука, время его звучания, зависит от продолжительности колебаний звучащего тела. Упругое тело (пластики барабана и кадушка) при своем колебании создаёт в окружающем воздухе звуковые волны. Чем дольше будут продолжаться колебания, тем больше длительность звука.

Не будем вдаваться в излишние подробности, про пять линеек нотного стана и что ноты состоят из трех основных элементов – головки, штиля (палочки), и флажка, а сразу посмотрим на основные длительности нот.

На верхней нотной линейке изображены шестнадцатые ноты, ниже восьмые, на третьей четверти, на следующих — половинные и целая. Рисунок позволяет, во-первых, увидеть каким образом записываются данные длительности, а во-вторых, понять принцип кратности нот и то, какое их количество может содержать один такт размера 4/4. Из рисунка видно, что самой большой длительности (при условии неизменного темпа) соответствует целая нота (самая нижняя). Длительность половинной ноты в два раза меньше. Или другими словами – две половинные ноты равны по длительности одной целой. Все остальные ноты обозначают доли от целой ноты, полученные путем деления на две, четыре, восемь и т.д. частей.

Кратность длительностей удобнее всего рассмотреть на примере четвертей, которые в размере 4/4 являются единицами счета.Четвертная нота записывается в виде закрашенной головки и палочки (штиль).

Помните заполнение Ринго Старра перед припевом в песне Lucy in Sky with diamonds? Он играет его четвертями.

Каждая четверть может быть разбита на две восьмые или группу из четырех шестнадцатых (две верхние нотные линейки). Будет еще нагляднее, если Вы проведете воображаемую черту вниз после каждой группы шестнадцатых через все нотные линейки. Так Вы поймете, как могут и должны располагаться ноты в такте и как соотносятся между собой их длительности.

В начале каждого нотного текста ставится размер произведения: две цифры в виде дроби. Верхняя указывает, сколько единиц счета содержится в такте, а нижняя – какие это единицы. Размер 4/4 означает, что в каждом такте содержится четыре единицы счета.

Разберем простой пример: если в такте стоит целая нота, то никаких других длительностей такт размером 4/4 содержать больше не может.

Половинная нота звучит (играется, занимает) две доли такта, следовательно, остальные доли (третья и четвертая) могут содержать две четверти, четыре восьмых или восемь шестнадцатых.

Многие известные барабанщики, Peter Erskine, Billy Ward и другие, любят повторять, что промежутки между нотами – самое важное. В этой части урока мы рассмотрим, как в нотной записи обозначается тишина. Паузы записываются специальными знаками. Длительность пауз соответствует длительности нот. Любая длительность – целая, половинная, четверть, восьмая и т.д. может быть выражена паузой.

Наименование и расположение пауз на рисунке совпадают с рисунком, изображающим ноты – на верхней линейке пауза длительностью одна шестнадцатая, на нижней – целая. Кратность и возможное количество пауз в такте 4/4 также аналогично нотам.

Метр, ритм и группировки длительностей.

В этом уроке, разберем основные понятия, которые просто необходимо знать музыканту ритм-секции – метр и ритм. Позже уделим пристальное внимание группировке длительностей нот.

Музыка тесно связана с равномерностью движения (дыхание, ходьба, танцы), где большую роль играет регулярность отрезков времени равной длины, образующих непрерывную пульсацию. В этом равномерном движении долей времени можно выделить периодически повторяемые ударения, называемые акцентами.

Непрерывное чередование акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных отрезков времени называется метром, а сами отрезки – метрическими долями. Акцентируемая доля называется сильной, неакцентируемая — слабой.

Чередуясь в определенной последовательности, сильные и слабые доли создают ритмическую устойчивость и равномерность. Акценты, применяемые для образования метра, называются метрическими акцентами. Метрические акценты могут быть реальными, т.е. производимыми за счет выделения звука посредством большей громкости, и воображаемыми, например, на паузах.

Вооружившись знанием о метре. По-новому взглянем на известные из предыдущего урока термины такта и размера музыкального произведения:

Повторяющееся сочетание из сильной и одной или нескольких слабых долей образуют цикл, который и называют тактом. Таким образом, одни доли такта воспринимаются как более сильные (имеющие акцент), другие — как слабые (не имеющие акцента).В нотной записи такты разделяются между собой тактовой чертой. Каждый такт музыкального произведения начинается с сильной доли и заканчивается перед следующей сильной долей.

Размер произведения, помещаемый в начале, как раз и отображает метр. При этом верхняя цифра обозначает количество метрических долей в такте, а нижняя – какой длительностью выражена доля метра.

Смена сильных и слабых метрических долей образует две основные разновидности простого метра:

Двухдольный метр, в котором за сильной долей следует слабая. Наиболее распространённые двухдольные размеры – 2/4, 2/2.

Трёхдольный метр, в котором за сильной долей следует две слабые доли. Наиболее распространённые размеры – 3/2, 3/4, 3/8.

От слияния простых метров образуются сложные метры. Сложный метр может состоять из двух и более простых метров. Благодаря этому сложный метр имеет несколько сильных долей. Количество сильных долей в сложном метре соответствует количество простых метров, входящих в его состав. Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной, а доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными.

В 4-четвертном размере наиболее метрически сильной является 1-я четверть, следующей по метрической значимости является 3-я четверть. Относительно них 2-я и 4-я четверти считаются слабыми. В трёхдольном размере самая сильная доля — первая, а втора я и третья – слабые.

Все размеры, выражающие сложные метры, тоже называются сложными размерами. Наиболее употребительные: 4/4, 6/4, 6/8, 9/8, 12/8.

Помимо чередования сильных и слабых долей, в музыке происходит непрерывное чередование звуков различной длительности, называемое ритмом. При постоянном метре ритм внутри каждого такта может меняться.

В тактовую долю может входить любое количество звуков, но сумма их длительностей всегда равна длительности тактовой доли. Следовательно, и в такт может входить любое количество звуков, но сумма их длительностей всегда равна длительности всего такта, его размеру.

Во многих композициях метр акцентируется в сопровождении, в то время как в мелодии сменяются различные длительности. Наглядный пример взаимодействия метра и ритма – строй марширующих и поющих песню солдат. Шаг роты отбивает метрические доли, как бы аккомпанируя песне. Ритм же мелодии опирается на метрические доли, большей частью совпадая с ними, и тем самым одновременно способствует их проявлению и чередованию, помогая маршировать в ногу. Аналогично в танце, движения совершаются в соответствии с пульсацией метрических долей. Таким образом, ритм мелодии и метр произведения четко связаны.

Группировки длительностей.

Обычно в музыке количество звуков в каждом такте значительно превышает количество метрических долей. Подчиняясь организующему воздействию метра, звуки сливаются в группы, каждая из которых по длительности соответствует метрической доле. Для удобства зрительного восприятия ритма, ноты при записи также группируются в соответствии с тактовыми долями. Правильная группировка значительно облегчает чтение нот и даёт возможность легко определить ритмическую структуру.

Начнем с наиболее простых и часто встречаемых группировок. На первый взгляд, группировки восьмых и шестнадцатых нот выглядят необычно. Ключ, как обычно, в практике. Требуется время на то, чтобы научиться расшифровывать комбинации и довести это умение до автоматизма, когда вы сможете исполнять не задумываясь.

примеры:

1) Одна восьмая и две шестнадцатых

 

Первая нота — восьмушка, с одним флажком, имеет такую же длительность, как и две шестнадцатые, то есть занимает два слога («1″,»e»). Поэтому на счет «e» ничего не играем. Вторая и третья ноты – шестнадцатые, с двумя флажками, играются на «&» и «a» соответственно.

2) Две шестнадцатых и одна восьмая

Во втором примере, наоборот, сначала расположены две шестнадцатые, которые играются на «1» и «e». Третья нота – восьмая, на счет «&». Так как третья нота имеет длительность в две шестнадцатых, на счет «a» ничего не играем.

3) Шестнадцатая, восьмая и шестнадцатая.

Этот пример сложнее. Первая нота – шестнадцатая (два флашка), длительностью в слог (счет) «1». За ней – восьмая длительностью в «e» и «&». Так как эта нота восьмая, она звучит в два раза дольше, чем первая шестнадцатая, поэтому на счет «&» не играем. Последняя шестнадцатая на счет «a».

4) Шестнадцатая пауза, шестнадцатая и восьмая.

 

Четвертый пример, на первый взгляд, тоже не из простых. Пауза длительностью в одну шестнадцатую на «1». На счет «&» восьмая, а между ними шестнадцатая нота. Однако, если представить себе, что вместо паузы на «1» — шестнадцатая нота, то это рисунок идентичный Примеру № 2. Так что все просто.

5) Шестнадцатая пауза, восьмая и шестнадцатая.

Группировка длительностей в этом примере, аналогична примеру 3, с той лишь разницей, что вместо первой шестнадцатой ноты, здесь шестнадцатая пауза.

Практика, практика, практика…

Как уже было сказано ранее, ключ к хорошему чтению нотной записи – практика. Помните как учились читать слова? Сначала изучали каждую букву. Чтение было медленным и неуклюжим. Сейчас, когда знаете и тысячи раз видели одни и те же слова, можете их читать, не вспоминая при этом, как звучит каждая буква. Так же и с нотами, когда поймете логику основных ритмических группировок. Важно часто играть читая с нотного листа, тренируя зрительную память. Это позволит не тратить время на обдумывание впоследствии.

Приведенные упражнения это хороший старт. Но если хотите научиться читать ноты действительно хорошо, не ограничивайтесь ими. Есть много обучающей литературы, посвященной этому вопросу. Например, Synсopation, автор Ted Reed, и Modern Reading Text in 4/4 (Louie Bellson и Gil Breines). Эти книги являются классикой, содержат ритмические рисунки в самых различных комбинациях.

следующий урок: ноты с точкой и залигованные ноты
http://tango.uz/www.drumspeech.com/lessons.php?id=180

Добавить комментарий