Квинтэссенция танго

Во все времена танец налаживал связи в сообществе, служил чем-то вроде духовной практики, предоставлял возможность поупражняться физически, снять стресс и, безусловно, играл важную роль в ритуале выбора партнера. В последние годы мы переживаем возрождение социального танца во всем мире. Это указывает на растущую потребность людей воссоединиться друг с другом, обществом и самими собой. Парный танец мог бы открыть дверь к этому воссоединению, а танго, один из самых его замечательных представителей, могло бы послужить ключом. В Буэнос-Айресе, Аргентине, на родине танго, говорят, что первое «объятие» расскажет вам обо всем еще до того, как вы сделали первый шаг. Вы спросите, ну, а конкретно, что же такое это «всё», что можно узнать за короткое мгновение физического контакта?

Танго отступает от понятия «строго по правилам», но скорее учит нас «импровизировать». Это значит, что «ведущий» использует легкие изменения в давлении и положении своего корпуса, чтобы дать понять «ведомому», куда поставить какую ногу. Затем он изобретает свой собственный шаг, чтобы идти вместе, и так до тех пор, пока не закончится песня. Поэтому танго и кажется таким сложным, поэтому ноги партнеров могут так замысловато переплетаться. Здесь кроется красота и загадка танго. Мы меняем партнеров и каждый танец отличается от предыдущего, принося свои сюрпризы, вызов и острые ощущения. Мягко или резко мы ступаем? Крепко или нежно обнимаем наших партнеров?

Отношения в сиюминутной импровизации между партнерами в танго требуют такого внимания, что мало кто испытывал это ранее. Как и в жизни, ни один из партнеров не знает наверняка, каков будет следующий шаг. Два шага назад не гарантируют третьего. Новая партнерша может отреагировать по-другому на технику, отработанную на знакомой
партнерше. Если ведущий или ведомый отвлеклись, то важные сигналы будут пропущены и кому-то могут наступить на ногу в прямом смысле этого слова! В танго наши чувства обостряются, особенно осязание и слух. Эта повышенная чувствительность позволяет очень быстро узнать многое о партнере на невербальном, интуитивном уровне. С помощью этой
интуитивной связи танго предлагает нечто крайне заманчивое: возможность создать танец, единственный в своем роде.

Возможность создания уникального танца реальна потому, что, выучив несколько простых правил, можно импровизировать до бесконечности. Как не бывает двух одинаковых снежинок, так и не бывает двух одинаковых танго. Ни один танцор или пара не похожи на других, и чувствуют друг друга они тоже по-разному. Величайшие танцоры почитаемы не столько за
блестящую технику, сколько за ярко выраженный «уникальный личный стиль». Самовыражение является сильным магнитом для начинающих социальных танцоров, а еще сильнее — радость того, что это самовыражение можно разделить с другими. Где еще мы можем получить
такое одобрение, чтобы «быть собой», с началом каждой песни, иногда от совершенно незнакомого партнера! Наши танго-кумиры, с их культивированными личными стилями, позволили своему внутреннему духу полностью выразится через танец. Вот он, глубинный зов танго, и, несмотря на то, что танго изобрели почти сто лет назад, ему все еще есть, что сказать.

Стремление быть собой в то самое время, когда мы учимся быть внимательными к другим, может стать трансформирующим переживанием. В результате творческого процесса освоения танго происходит встреча вашей внутренней сущности с внутренней сущностью вашего партнера. Это — связь волшебная и возвышающая. К сожалению, из-за того, что это переживание происходит на древнем, интуитивном уровне, его практически невозможно описать словами (хотя многие пытались!). Один танцор сказал, — «Когда я не танцую танго, внутри меня появляется пустота и заполняется только тогда, когда я снова танцую». Другие говорят проще, — «Мне нужно танцевать. Я так люблю танго». На сегодняшний день,
похоже, не известно предела той глубины, которой может достичь это совместное переживание. Энтузиасты иногда напоминают духовных искателей в своем стремлении развить чувствительность своего ведения и следования, чтобы различать все более тонкие изменения осанки, позиции или энергии. Повышенная чувствительность будит в нас глубочайшие интуитивные и творческие силы и настраивает их на музыку.

Чтобы понять эти поиски, лучше всего представить танго в качестве интуитивного, невербального языка со всеми нюансами, местными диалектами и внутренним юмором, присущим устной речи. По мере того, как партнеры становятся все более чувствительными друг к другу, сигналам ведения и следования, музыка становится контекстом, в котором
ведется личный, интимный разговор. Эти невербальные разговоры могут и действительно выражают весь спектр человеческих переживаний: юмор и гнев, любопытство и иронию, страсть и печаль. Чтобы говорить на этом языке, мы должны постоянно наводить фокус (с помощью усилившихся чувств осязания и слуха) — этот сенсорный фокус держит нас «в моменте» с нашими партнерами.

Удивительный язык танго наводит на мысль провести параллель между танго и медитацией, танго и йогой, танго и семейными отношениями, танго и даже бизнес менеджментом. В каждой из этих сфер реальной жизни, точно так же, как и в танго, наблюдение и реагирование «в моменте» являются приоритетными. Чтобы медитировать, мы должны отвлечься от всех внешних раздражителей. Делая йоговские асаны, нам нужно стремиться достичь не идеальной позы, а только нашей индивидуальной, в конкретный день, в конкретной комнате. При общении со своей второй половиной важно избегать ожиданий и готовых сценариев, а вместо этого слушать и реагировать на реальную ситуацию. В бизнесе очень часто успех или неудача зависят от нашей способности быстро и спонтанно адаптироваться к меняющимся требностям наших клиентов и всего рынка в целом.

Поскольку основные свойства танго присущи и другим областям жизни, это трансформирует представления людей о социальном танце. Практически в каждом большом городе есть не только танцоры танго, но есть еще и танго-общины, группы людей, культивирующих навыки действия и реагирования «в моменте». Существует всемирная электронная дискуссионная группа, активно обсуждающая танго на уровне философских исканий. Одна из популярных тем — энергия ведения против энергии следования. Присущи ли эти качества мужчинам или женщинам? Являются ли они противоположностями или же ответственность за ведение и следование постоянно переключается между обоими партнерами? Посылать и получать, говорить и слушать. Это универсальные силы, которые мы используем во всех наших взаимоотношениях, применяем во всех сферах жизни.

Танго не для слабых духом. Союз духа и тела — задача не из легких, и танец учит нас терпению и принятию самих себя и других. Энтузиасты, тем не менее, заверяют, что преодоление неуверенности и напряжения, сопутствующих первым урокам танго, потом вознаграждается с лихвой глубокой близостью, безграничной радостью и давно забытым весельем. Танго — это метафора того, как мы связаны с миром и друг с другом. Это процесс, в который мы вовлечены. Этот процесс побуждает нас исследовать способы, с помощью которых мы обучаемся и общаемся с другими, и позволяет нам узнать о нас самих не меньше, чем о танго.
Нетерпеливы ли мы сами с собой и с партнерами, когда учимся? Зацикливаемся ли мы на ошибках или рассматриваем их, как возможность учиться? Когда двое разных учителей дают нам противоречивую информацию, вешаем ли мы на них бирки «правильно», «неправильно» или же используем обе перспективы себе на пользу?

По мере освоения техники ведения и следования в танго, становится возможным вместо ошибок увидеть недопонимание друг друга и искать большей ясности в невербальном языке танца вместо того, чтобы валить всю вину за «неверный шаг» на партнера. Позволив себе расслабиться, сфокусироваться и находиться «в моменте» с нашими партнерами, мы обретаем чувство равновесия в танце, который учит нас жизни. Танго завораживает своими замысловатыми фигурами, а затем направляет наше внимание вовнутрь, к естественному желанию самовыражения. Испанские глаголы, часто используемые аргентинцами в качестве терминов «вести» и «следовать» — marcar и responder, более точно переводятся как «показать дорогу» и «ответить». Это процесс, который мы осваиваем при изучении танго, но также можем использовать и внутри себя в других областях жизни. Творческий «внутренний ведущий» в каждом из нас жаждет выразить себя, со всей властностью и правом, которые воплощает ведущий в танго. Если мы слушаем, чуткий «внутренний ведомый» не станет подвергать сомнению эти творческие желания, а наоборот доверится им, также как ведомый доверяет своему партнеру в танго, позволит им отразиться в личном выборе досуга, профессиональных целей и любовных отношений.

(c) Шарна Фабиано 2002

публикуется с разрешения автора
Перевод: Елена Ней и Наталья Полякова

Dr. Umka

Добавить комментарий