Жизнь в ритме танго

Мужчина в темном костюме и шляпе, женщина в красном платье, высокие каблуки, алая роза в темных волосах, полумрак, завораживающая музыка, объятие, обжигающая страсть — именно эти образы у большинства людей ассоциируются со словосочетанием «аргентинское танго». В своих представлениях они и правы, и неправы. Правы, потому что все это есть в аргентинском танго. И неправы, потому что в нем есть и многое другое, ведь аргентинское танго — это не просто танец, а целая культура, образ и стиль жизни…

Стиль, который мы сегодня называем аргентинским танго и который представляет собой сплав музыки, танца, поэзии и вокала, начал складываться в середине XIX века в портовых районах Буэнос-Айреса и Монтевидео. Да-да, за право считаться родиной танго с Аргентиной небезосновательно борется Уругвай. Чтобы примирить давние споры, многие исследователи политкорректно говорят о том, что танго появилось на берегах Рио-де-ла-Плата — самой широкой в мире реки, разделяющей две страны. Однако именно в аргентинской столице танго приобрело те популярность и размах, которые позволили ему завоевать весь мир.
Вторая половина XIX века ознаменовалась волнами массовой эмиграции, когда в поисках лучшей доли в Южную Америку хлынул поток людей из Европы. Из смешения национальных культур иммигрантов с музыкой коренного населения и потомков африканских рабов, приправленного надеждами на счастье и тоской по родине, и появилось танго. Среди его прародителей называют креольскую милонгу, танцы гаучо (аргентинских пастухов), кубинскую хабанеру, фламенко, африканские танцы, польскую мазурку, немецкий вальс.

Поначалу танго было забавой исключительно беднейших слоев населения. Недаром его тексты писались на жаргоне lunfardo, который заимствовал слова из разных языков и диалектов и которым охотно пользовались преступники и мошенники всех мастей. Позже lunfardo утратил свое криминальное звучание, став просто народным языком в противовес высокому слогу аристократических гостиных.
В бедном районе Ла Бока, который сегодня стал настоящим магнитом для туристов, танго танцевали везде — на улицах и площадях, в кабаках и борделях. Музыкальное сопровождение первых танго — скрипка, флейта и арфа, которую быстро вытеснила гитара. Исполнители обычно не знали нотной грамоты и импровизировали по велению души. Понравившиеся отрывки повторяли, пока не возникало узнаваемое музыкальное произведение. Интересно, что в конце XIX века танго танцевалось почти всегда мужчинами — просто потому, что в эмигрантских кварталах женщин было гораздо меньше, чем представителей сильного пола.
В начале ХХ века среди инструментов танго появился бандонеон (небольшая гармошка), привнесший в до того веселый и легкий характер танго ноты драматизма и быстро захвативший лидерство в танго оркестре. Вскоре его стали называть душой танго. В это же время танго впервые пересекло океан. В Париже, пропитанном духом декаданса, новинка произвела фурор. Люди с восторгом перенимали стиль танго в музыке, одежде, прическах. Настоящая эпидемия захлестнула европейские столицы, добралась до Нью-Йорка и Санкт-Петербурга. Распространению танго пытались помешать: к примеру, в России в 1914 году вышел указ о запрете танго в публичных местах, также против него резко высказывался Папа Римский.
В 1910-е годы танго, завоевавшее всемирную популярность, наконец-то признала и аргентинская аристократия. Создавались популярные оркестры, в 1917 году стремительно взошла звезда великого певца танго Карлоса Гарделя. Всеобщее увлечение танго подготовило наступление его золотого века, который пришелся на 30–40-е годы. В это время были написаны многие самые известные мелодии, произошло слияние всех направлений (музыки, песни, танца), которые раньше развивались разобщенно. Открывались большие танцевальные залы специально для танго, где на милонгах (так называют танго-вечеринки) играли профессиональные оркестры. Кстати, оркестры больше никогда — ни до, ни после — не имели такого размаха. В некоторых из них было до девяти бандонеонов, дававших удивительный по мощности и красоте звук.
Затем, как после любого взлета, произошел откат, усугубившийся охватившей мир модой на рок-н-ролл и тяжелой политической обстановкой в Аргентине. Танго еще слушали, но уже почти не танцевали. Возрождение танго началось только в начале 80-х. Произошло это благодаря музыке Астора Пьяццоллы и первым шоу танго, которые создавались эмигрировавшими аргентинскими танцорами.
Как ни странно, государством, инициировавшим новый бум танго, стала Япония. После неожиданного успеха в Стране восходящего солнца, где быстро возникли различные ассоциации, оркестры и студии, стиль получил новое дыхание. Вернувшись сперва на сцену в качестве постановочного танца, танго постепенно возвратило себе и утраченную былую социальную роль: в 90-е его вновь стали танцевать для себя, в кругу семьи и друзей, и на милонгах рядом со старшим поколением, помнящим золотой век, опять появилась молодежь.
В конце ХХ века аргентинское танго вновь вернулось и в Россию. В Санкт-Петербурге первый клуб танго «Тангомания», созданный танцорами Юлией Зуевой и Алексеем Барболиным, открылся в 2000 году. За 8 лет Юлия и Алексей воспитали десятки учеников, стали участниками и призерами многих российских и международных фестивалей и соревнований, сами уже седьмой год подряд организуют фестиваль «Танго Белых ночей», регулярно проводят мастер-классы с участием знаменитых аргентинских педагогов. Юлия Зуева охотно откликнулась на нашу просьбу поговорить об аргентинском танго.
— Юлия, танго в самом деле сегодня популярно?
— Ну, ажиотаж, конечно, не достигает уровня 30–40-х годов, но интерес к танго очень велик. Его танцуют по всему миру, даже в азиатских и африканских странах, не говоря уже о Европе, где танго-сообщества есть в каждом крупном городе.
Сейчас танго активно объединяется с другими стилями, порождая новые направления: танго-модерн, танго-джаз, танго-рэп даже. Хотя, разумеется, остаются и классические варианты. Очень приятно, что танго молодеет. Изменения происходят на глазах. К примеру, если в Буэнос-Айресе еще 4 года назад на большинстве милонг ставили традиционную музыку, под которую танцевали люди среднего и старшего возраста, то сегодня на танцполах очень много молодежи, а милонги стали очень разнообразными по стилистике. Есть места с классическим репертуаром, есть для поклонников новой музыки, есть смешанные, где включают и то, и другое.
— А как проходит традиционная милонга в Аргентине?
— В Буэнос-Айресе милонга, как правило, начинается в 11 часов вечера и заканчивается в пять-шесть утра. Не нужно думать, что на милонге каждый обязан танцевать. Многие приходят просто встретиться и пообщаться с друзьями, или отметить какое-то событие, или посмотреть на танцоров — это совершенно нормально и принято.
Музыку ставит ди-джей. Вся программа состоит из блоков, которые называются tanda и включают в себя по четыре мелодии одного оркестра и одного стиля. Как правило, всю танду танцуют с одним партнером. Затем ставится нейтральная музыка, во время которой все уходят с танцпола, это куртина (curtina). В следующих блоках исполняются композиции другого оркестра, обычно имеющие иной характер. На традиционной милонге друг-друга поочередно сменяют танго, милонга и танго-вальс.
Существуют также правила этикета, касающиеся приглашений. Если дама хочет танцевать, то она должна выражать это всем своим видом. Ей лучше сесть или встать поближе к танцполу и искать глазами партнера. Женщину, которая общается с друзьями за столиком, курит или пьет что-нибудь, приглашать никто не будет. Вообще, аргентинцы очень деликатны. Ситуация, когда кто-то подошел и на словах предложил потанцевать и уж тем более начал настаивать при отказе, практически исключена. Это крайне невежливо, и мужчина попадет в очень неловкое положение на глазах у всей милонги. Так может повести себя только иностранец, который не знает традиций.
Обычно мужчины приглашают взглядом, издали, и тут можно ошибиться: идет такая «перестрелка», что не всегда понятно — тебя приглашают или нет. Кавалер делает едва уловимый знак глазами или одними губами спрашивает «Потанцуем?». Если дама согласна, то она сама подходит к нему. «Спасибо» после танца расценивается как знак того, что благодарящий больше не хочет танцевать со своим партнером.
— В России подобные тонкости сохраняются?
— Мы сохраняем структуру, но этикет… В Аргентине он складывался десятилетиями, его нельзя выучить по бумажке и скопировать. Поэтому все эти приглашения взглядом в большинстве стран, в том числе и у нас, не приживаются.
Хочу еще отметить, что милонга не требует знания каких-то сложных элементов. Наоборот, многие движения, особенно махи ногами (например boleo или gancho), находятся под негласным запретом, так как при недостатке места и большом количестве людей они просто травмоопасны. От партнера требуется умение держать объятие, вести партнершу и чувствовать музыку. Также очень важен навык движения по танцполу, на котором одновременно находится много пар. Например, для аргентинцев ситуация, когда кто-то из танцующих задел их даму, толкнул или наступил на ногу, — настоящее ДТП.
— В танго партнерша подчиняется партнеру, следует за ним. В нашем мире эмансипированных женщин такие взаимоотношения стали большой редкостью…
— То, о чем вы говорите, лишь стереотип. Да, на начальном уровне, когда стоит задача научить людей двигаться вместе, мы фактически запрещаем партнерше любую «самодеятельность», требуем следовать за партнером, не предугадывать его шаги и не опережать их. Но для опытных партнеров танго — это танец на равных, где даме принадлежит весьма активная роль. Она может вовлекать партнера, подсказывать ему своим телом какие-то элементы, обрамлять его шаги, придавая им больший объем, амплитуду, дыхание.
Вообще, стереотипов вокруг танго очень много. Например, многие считают, что его цветами являются исключительно красный и черный. Или что это обязательно танец мужчины и женщины. Но ведь изначально-то танцевали только мужчины. Да и сегодня на милонге можно увидеть в паре двух мужчин или двух женщин или разнополую пару, но в которой ведет дама. Кстати, меняться ролями очень полезно, это позволяет партнерше показать какие-то нюансы ведения, которые трудно объяснить словами.
Ну, и самый распространенный стереотип: танго — это танец страсти. В определенной степени так и есть, потому что страсть как элемент взаимоотношений между людьми может присутствовать в танго. Но может и не присутствовать. Мы с партнером ведем диалог на языке танго. Какова тема нашего разговора, о чем и как мы танцуем вместе — грустно или весело, страстно или томно? А если мы не услышали друг друга — какую эмоцию мы танцевали вместе тогда?.. Музыка аргентинского танго потрясающе разнообразна и содержит всю палитру человеческих чувств. Интерпретируя ее, мы преображаем наш танец, наполняем многообразием эмоций и ощущений.
— А что танго значит для вас?
— О-о-о… Самый каверзный вопрос. Я и сама люблю его задавать. Мне очень повезло с танго, потому что оно оказалось тем настоящим делом, которое позволяет осуществляться моим мечтам и планам — даже самым, на первый взгляд, фантастическим. Когда все начиналось, я не планировала связывать свою жизнь с танго, танцы для меня всегда были лишь хобби. Но так получилось, что постепенно танго вытеснило все остальное. Появился клуб, в котором находит применение мой деловой опыт. Мы начали преподавать, что дало огромный стимул к дальнейшей учебе и развитию, без которых педагог танго немыслим. А дальше — выступления, участие в соревнованиях, поездки в Аргентину, фестиваль, который мы придумали и который с каждым годом собирает все больше людей, спектакль «Мечты о танго», поставленный совместно с аргентинцами на сцене театра Музыкальной комедии… Все это вдруг стало возможным и осуществилось.
Оказалось, что для того, чтобы по-настоящему танцевать танго, нужно углубиться в него, заболеть им, пропустить через себя. Танго не допускает поверхностного отношения, но зато тому, кто в него погружается, открывается целый мир. Для меня это образ мысли, стиль жизни, работа, способ самовыражения, общение… Танго позволяет реализовываться на всех уровнях жизни.
— Ну, и напоследок: что бы вы посоветовали тем, кто планирует заняться аргентинским танго?
— До того как придти на первый урок, примерьте танго на себя. Не танец даже, а культуру — послушайте музыку, посмотрите видеозаписи, почитайте материалы об истории и развитии танго. И если почувствуете, что оно созвучно вам, то приходите. Конечно, хорошо, когда есть партнер. Кстати, сложившимся парам танго помогает найти больше точек соприкосновения, лучше понять друг друга. Но даже если партнера нет или он сбежал через месяц, главное — не отступать. Самое сложное — это выдержать начальный курс. Потому что на среднем уровне мужчин, очень настойчивых и увлеченных, уже больше, чем дам.
И еще надо понимать, что научиться хорошо танцевать, приходя на уроки два раза в неделю, невозможно. Нужно бывать у разных педагогов, посещать практики и милонги, участвовать в мастер-классах и фестивалях, общаться, сравнивать — только так накапливаются опыт и мастерство, так обретается свое танго.

Автор: Анна Дерюгина

Добавить комментарий