Хронологическая история танго

Начну издалека. Совсем издалека.

1536
2 февраля 1536 года испанским конкистадором Педро де Мендоза (Pedro de Mendoza) был основан город Буэнос-Айрес (а точнее Ciudad de Nuestra Seсora Santa Marнa del Buen Ayre, что потом сократилось до Buenos Aires). Город был основан на берегах реки, получившей многообещающее имя Rio de la Plata (досл. Река Серебра), но серебра в ней фактически не обнаружилось.

1541 – 1580
Из-за атак туземных племен первые поселенцы были вынуждены покинуть Буэнос-Айрес в 1541, и только в 1580 году Буэнос-Айрес был основан еще раз и уже навсегда еще одним испанским конкистадором Хуаном де Гарай (Juan de Garay).

1776
Во время правления Испанией вся торговля между Южной Америкой и Европой шла через Лиму, так было проще собирать налоги. А поэтому Буэнос-Айрес оставался провинциальным портом, в котором начала процветать контрабандная торговля.
В 1776 Карл III Испанский объявил о создании новой территориальной сущности – Вицекоролевства Рио де Ла Плата со столицой в Буэнос-Айресе. До этого момента данные территории управлялись Вицекоролевством Перу.
Буэнос-Айрес становится свободным портом и именно с портом будет связанна история рождения танго.

1808 – 1810
Наполеон Бонапарт вторгся в Испанию в 1808, что ослабило позиции Испании в Южной Америке и дало возможность людям Буэнос-Айреса 25 мая 1810 году создать независимое от Испании правительство (25 мая теперь отмечается в Аргентине как национальный праздник).

1857
Строительство железной дороги в дополнении к порту открыло еще больше возможностей для использования сельскохозяйственных ресурсов местности. Единственной нехваткой была рабочая сила, и правительство с помощью пособий и льгот открыло поток эмигрантов из Европы.
В основном это были молодые мужчины из Италии и Испании, а также Германии, Португалии, Польши и других стран.
Население Буэнос-Айреса со 100 тыс. в 1857 выросло до более 2 млн. в 1930. Именно благодаря такому смешению различных культур и стало возможным рождение танго.

1860 – 1880
Самый ответственный момент. В этот период и появляются первые танго. Точных документированных сведений, какими были эти первые танго, и кто их исполнял, нет.
Дело в том что, по общему мнению, танго рождалось в бедных слоях населения среди эмигрантов всех мастей, проживающих в околопортовых районах, где не было средств и привычки что-то документировать. Более того, не известно точно и происхождение самого слова «танго».
Здесь, отдельно хочется сказать, что, не смотря на то, что мы называем танго аргентинским и говорим в основном про Буэнос-Айрес, танго рождалось на берегах Рио де ла Платы, а это включает в себя и Уругвайский берег реки. Среди будущих танго композиторов очень многие родятся именно в Уругвае. Так получится, что впоследствии именно Буэнос-Айрес, как наиболее богатый, станет центром развития танго, и все известные музыканты, певцы и танцоры будут стремится в Буэнос-Айрес.
С музыкальной точки зрения считается, что танго родилось из смеси и переплетения кандомбе, хабанеры, мазурки, польки и вальса.

Кандомбе – африканские ритмы, которые попали в Буэнос-Айрес вместе с рабами. По одной из версий, слово танго имеет африканские корни, так назывались «места сбора», где рабы собирались вечером, играли кандомбе и танцевали. Ритмы кандомбе напрямую связаны с милонгой — одним из трех типов танго музыки.
Хабанера – родилась в середине 19 века и пришла в Европу из Кубы. Самая популярная тема хабанеры знакома многим по опере Кармен.
Мазурка — родилась в Польше в середине 19-го века.
Полька — родилась в Чехии в середина 19 века.
Вальс – родился в 1750-х годах, а стал дико популярным в Вене в 1780-ых. Напрямую связан с танго-вальсом, одной из трех разновидностей танго музыки.
Первые танго исполнялись на скрипке, флейте и гитаре, а слова были достаточно редки и носили вульгарный и непристойный характер. Вот несколько примеров названий: La concha de la Lora, Dos sin sacar, Siete pulgadas, так что желающие могут вооружиться словарем и догадаться, о чем идет речь.
Очень часто рождение танго связывают с борделями, иногда даже можно услышать буквально «танго родилось в борделях». Скорее всего, родилось танго все-таки не в борделях (ведь бордели создаются не для этого), а именно в около портовых районах, но бордели это были те места, где можно было встретить музыкантов, играющих танго, чтобы посетители борделей могли развлечься, дожидаясь своей очереди. Ведь эмиграция в Буэнос-Айрес была в основном мужской, и в городе было катастрофически мало женщин, а оттого бордели были чрезвычайно популярны.

1882
Приблизительно в 1850 году в Германии, продавец музыкальных инструментов Хайнрих Банд (Heinrich Band) немного модифицировал немецкую концертину и создал новый инструмент, который по идее должен был заменять орган в небольших церквях. Банд был главным продавцом инструментов в те годы, а также продавцом специально написанных для нового инструмента нот. В 1882 году у инструмента появилось имя – Bandonion. В последствии бандонеон станет душой танго.

1890-ые
Есть свидетельства того, что в это время танго уже исполнялось как парный танец на сцене театров.
Около этого времени в Буэнос-Айрес с эмигрантами приезжает и бандонеон и добавляется к существующему трио скрипки, гитары и флейты. Хотя точно это не известно, и есть версии, что бандонеон появился в Буэнос-Айресе еще в 1860-х годах.

1900-ые
Танго развивается как танец среди беднейших слоев населения и не признается высшими слоями общества.
Из-за нехватки женщин мужчинам, изучающим танец, приходилось практиковаться друг с другом, прежде чем они могли расчитывать потанцевать с женщиной на милонге, ведь нехватки в хороших танцорах не было, и среди мужчин была очень высокая конкуренция.
Слова в танго либо отсутствуют, либо достаточно простые и поются от первого лица. В типичном примере танго этого времени Don Juan, поется о том, «какой я самый лучший танцор в округе, и какой я славный и красивый малый, и какой я самый смелый» итд.

1903
В 1903 впервые исполняется танго El Choclo, написанное Анхелем Виллолдо (Angel Villoldo), которое становится не менее знаковым танго, чем La Cumparsita.
Есть версия, что это первое танго записанное в студии около 1907 года, играет на гитаре и поет сам Анхель Виллолдо, а вот как звучит это танго в более привычном нам звучании и с лучшим качеством.

1906 – 1915
Танго попало в Европу скорее всего вместе с моряками в низшие слои обшества, а впоследствии и в более высшие слои благодаря выходцам из богатых аргентинских семей, которые обучались в Европе и которые умели танцевать танго.
С 1913 года танго стало настоящей модой, для Европы (в первую очередь Парижа) это был совершенно новый танец, и первый в мире парный танец, предполагающий импровизацию. Под влиянием танго даже меняется женская мода того времени, пышные платья викторианской эпохи сменяются на более легкие и облегающие платья.

1907
Роберто Фирпо (Roberto Firpo) начал играть танго на пианино в составе нескольких небольших оркестров (свой собственный первый оркестр он соберет в 1913). Именно он стал одним из первых великих танго композиторов, и именно он прочно ввел пианино в танго оркестр, ведь до этого момента танго исполнялось в основном на гитаре, флейте и скрипке. Это было связанно с тем, что музыканты за вечер, как правило, проходили по нескольким клубам и переносить с собой пианино было просто невозможно.

1910 – 1915
Появляются единичные кабаре и салоны, где играют танго для более состоятельных горожан. Например, очень роскошный клуб Armenoville.
Около этого времени бандонеон начинает потихонечку входить в танго. Дело в том, что до этого танго в основном было быстрым и ритмичным, и техника игры не позволяла успевать за ритмом. Однако приблизительно с этого момента бандонеон был уже неотрывен от танго, и именно благодаря танго этот инструмент не ушел в забвение.

1916
В 1916 году родилось танго всех танго – La Cumparsita. Оригинальным автором его считается уругвайский композитор Матос Родригес (Matos Rodriguez), однако полагают, что Роберто Фирпо также приложил к нему руку и дописал третью часть. Именно Роберто Фирпо со своим оркестром впервые исполнил это танго в Монтевидео.

Популярность танго в Париже, на который в плане моды равнялся весь свет, заставило обратить внимание на танго и представителей среднего и высшего класса Буэнос-Айреса. Так можно сказать, что танго вернулось на свою родину.
Но музыка и лирика бедных слоев не подходили для более богатых горожан, а поэтому в этот период активно начала развиваться более сложная танго музыка и более лирическая поэзия.
В 1915 году Самуэль Кастриота (Samuel Castriota) пишет музыку, которая изначально называлась Lita, но чуть позже уругвайский поэт Паскуаль Контурси (Pascual Contursi) пишет к этой музыке слова и таким образом рождается танго Mi Noche Triste (Моя Грустная Ночь).
А в 1917 году Карлос Гардель (Carlos Gardel), величайший певец в истории танго, поет Mi Noche Triste на сцене театра Esmeralda (теперь это театр Maipo). Это первое танго, которое он записывает в студии, и с этого танго начинается эпоха лирического танго.
В это же самое время наступает период славы самого известного танго танцора того времени El Cachafaz.

1920
Приблизительно в это время Франсиско Канаро (Francisco Canaro) ввел басс в танго оркестр. Франсиско Канаро был самым плодовитым и богатым композитором в истории танго, по разным данным он записал от 3500 до 7000 танго, хотя многие говорят, что часть танго он просто купил у менее известных композиторов.

1920 – 1930
Значимым событием этого времени для музыки танго стало появление оркестра Хулио Де Каро (Julio de Caro). В 1923 году он организовал свой оркестр, который впоследствии стал называться танго секстетом (Sexteto Tipico), состоящим из пианино, баса, двух скрипок и двух бандонеонов.
Сам Де Каро играл на скрипке, а в 1925 году инженеры звукозаписывающей студии даже приделали к его скрипке маленький горн, для того чтобы лучше выделять его скрипку в оркестре.
Де Каро, обладая фундаментальным музыкальным образование, постоянно экспериментировал с танго музыкой, добиваясь нового гармоничного звучания. И фактически он стал негласным лидером новой школы танго (“Decarean” – школа, которую противопоставляли традиционной школе оркестров Роберто Фирпо и Франциско Канаро). Он расположил музыкантов в оркестре особым способом, добиваясь мелодичного и гармоничного звучания, и такая система сохранилась в оркестрах следующих трех десятилетий.

1930 – 1935
Популярность танго немного падает. Это связано с несколькими факторами: великая депрессия в США в 1929, которая повлияла и на остальной мир, военный переворот в аргентине в 1930, когда к власти пришло военное правительство, а также с тем, что музыканты начали эксперементировать со сложной музыкой, которая в свою очередь была не совсем по душе танцорам.

1935 – 1955
Период, считающийся золотым веком танго. Танго безумно популярно, его танцуют фактически все.
Танго поддерживается популистским правительством Хуана Перона и его любимой в народе женой Евой Перон (Эвитой).
Это время многих великих оркестров, чьи мелодии в основном звучат на современных милонгах. В первую очередь это оркестр Хуана Д’Арьенцо (Juan D’Arienzo), чей успех как раз начался с 1935 и ознаменовал золотой период танго.
Заслуга D’Arienzo была в том, что он вернулся к более простому ритмическому танго, наподобие тому, что было в начале века. Это идеально подходило танцорам, и популярность танго растет среди молодежи.

1955 – 1983
Самый печальный для танго и для всей страны период. Правительство Перона было свергнуто в результате военного переворота, и к власти пришли военные генералы из высших слоев общества. У них было отвращение ко всему, что поддерживал Перрон, и таким образом танго, которое и так было чуждо богатым слоям общества, попало в еще большую немилость.
В целях политической безопасности были запрещены любые массовые сборища людей, и таким образом милонги фактически исчезли. Остались лишь некоторые небольшие полуподпольные клубы, где еще можно было танцевать танго. Это еще больше усугубляет тот факт, что молодежь забывает о танго и начинает увлекаться рок-н-ролом.
Массовые репрессии и политические подозрения военных властей привели к тому, что бесследно исчезли более 30 тысяч человек. Судьба многих из них до сих пор не известна.

1959
Хочется отметить этот год, так как именно в этом году на экраны выходит фильм «В джазе только девушки» с Мэрлин Монро.
В фильме звучит знаменитая La Cumparsita, а фраза «Дафна, вы опять ведёте» становится крылатой.
Многие знакомятся с этим известнейшим танго благодаря фильму.

1983 – 1990
В октябре 1983-го в Аргентине был избран новый президент – Raul Alfonsin, и страна стала потихонечку возвращаться к демократии. Танцевать танго опять стало возможно, и танец начал возрождаться заново. Но так как за предшествующие 30 лет фактически исчезли многие хорошие танцоры, которые знали, как танцевать танго в период золотого века 40-50-х годов, то танец не только возрождался, но и фактически заново создавался.

1974
В этом году Астор Пьяцолла (Astor Piazzolla) сочиняет Libertango, ставшее очень популярным. В целом этот композитор, который начал руководить собственным оркестром еще в 1946 году, вывел танго на новый уровень. Благодаря ему танго стало восприниматься как серьезная музыка, и его произведения стали играть симфонические оркестры.
В 1960 году, Пьяцолла создает квинтет Quinteto Nuevo Tango, введя таким образом в оборот выражение Tango Nuevo, вокруг которого в будущем будет достаточно много споров.
Из всех танго композиторов он становится известнее всех для широкого круга людей. Его стиль не похож ни на что другое, музыка становиться более сложной и даже не всегда комфортной для танцевания.

1981 – 1990
Примерно в 1981 году начинает заниматься и затем становится преподавателям танго Густаво Навейра (Gustavo Naveira). Около 1990 года он, Фабиан Салас (Fabian Salas) и несколько других знакомых танцоров, аналитически подходит к изучению танца и изучению различных степеней свободы движения в танго. Благодаря этому подходу танго как танец выходит на другой более сложный уровень, танец значительно обогащается новыми идеями и элементами, появляется новая терминология преподавания. Многие стали называть такое танцевание танго нуэво (tango nuevo – новое танго), и этот термин стал очень популярным, хотя и очень спорным.
Так или иначе Густаво Навейра – это знаковая фигура в танго, и благодаря его идеям танго как танец вышло на принципиально другой уровень импровизации. Густаво до сих пор путешествует и преподает в различных городах мира, и нескольких выдающихся и известных сейчас танцоров начинали в свое время учиться у него.

1992
На экраны выходит фильм Запах Женщины (Scent of a Woman) c гениальным Аль Пачино в главной роли. В фильме есть момент, где слепой полковник Фрэнк Слэйд (герой Аль Пачино) танцует танго с красивой молодой девушкой, с которой два героя фильма случайно познакомились в ресторане.
После пары лет занятий танго, смотреть этот танец уже невозможно, так как танцуют они, мягко скажем, так себе, но эта сцена вдохновила очень и очень многих попробовать научиться танго.
Примечательно, что очень многим нравится мелодия, под которую танцует Аль Пачино и Габриель Анвар, так зовут актрису, сыгравшую ту молодую девушку. Эта мелодия называется Por Una Cabeza, это красивая и романтическая мелодия, которую написал сам Carlos Gardel, однако переводится она дословно «Всего на голову (лошади)», и в ней поется (прим. в фильме мелодия без слов), от лица азартного игрока на скачках о том, что и лошади, на которых он ставит, проигрывают, и женщины бывают обманчивы. Вот такая вот смесь романтики и азарта!

1993
Эрик Йориссен (Eric Jeurissen), основатель El Corte – танго школы или фактически большого танго-дома в небольшом голландском городке Nijmegen, начал традицию танго марафонов, когда люди могут танцевать танго подряд более суток.
До сих пор новогодний марафон в El Corte, который идет с 31 декабря по 2 января, остается самым известным среди танцоров. Билеты на очередной марафон, который будет через год, можно фактически купить только на текущем марафоне, и все они разлетаются мгновенно.

1997
Кинокомпания Sony Pictures выпустила фильм режиссера Салли Поттер (Sally Potter) – Tango Lessons.
В фильме играет сама Салли Поттер, которая случайно знакомится с известным танцором танго (его играет очень известный танцор танго Pablo Veron) и берет у него 10 уроков танго.
В фильме также снимаются два других очень известных танцора – Густаво Навейра (Gustavo Naveira) и Фабиан Салас (Fabian Salas), первый значительно развил идеи импровизации в танго, построенной на анализе возможностей танцевания в паре, а второй в будущем организует самый крупный ежегодный танго фестиваль – C.I.T.A.
Фильм становится культовым для многих поклонников танго. От себя скажу, что мне захотелось научиться танцевать хорошо именно после того, как после нескольких начинающих занятий, я посмотрел этот фильм. Особенно меня впечатлил танец под Libertango под конец фильма, где вместе танцуют Пабло Верон, Густаво Навейра, Фабиан Салас и Салли Поттер.

1999
С этого года в Буэнос-Айресе под руководством Фабиана Саласа (Fabian Salas) началась серия ежегодных танго фестивалей, CITA (Congreso Internacional de Tango Argentino), которые стали крупнейшими фестивалями танго. В Москве первый танго фестиваль пройдет только в 2003 году.
В этом же 1999 году собирается международный коллектив (в нем есть и аргентинцы, и европейцы) под названием Gotan Project. Это самый известный коллектив, играющий электронное танго (танго в котором кроме классических инструментов есть еще и электронные). Многие танцоры и DJ-и называют такую музыку – «танго нуэво» или просто «нуэво», хотя рождение термина «танго нуэво» связано с Астором Пьяцоллой.

Наше время
Слово «танго» известно фактически всем, но как выглядит танго, почти никто не знает, а ведь танго это не «роза в зубах и платье с разрезом». Танцевать танго умеют не многие, хотя география танго охватывает множество стран.
Больше всего танцующих танго можно найти, естественно, в Буэнос-Айресе – столице Аргентины и родине танго. Однако даже там 19 из 20 человек, встреченных на улице, о танго толком ничего рассказать не смогут.
Из тех, кто умеет танцевать танго, встречаются люди совершенно разных поколений и стилей танцевания. Есть милонги (танго вечеринки), куда ходят исключительно почтенные бабушки и дедушки, а есть милонги, куда предпочитает ходить молодежь. Однако на большинстве милонг можно встретить как молодых, так и танцоров более старшего возраста, люди танцуют друг с другом, общаются, танец продолжает быть социальным.
В Москве милонги проходят фактически каждый вечер, так что в любой день можно прийти и посмотреть на танго вживую. А можно просто зайти в YouTube и посмотреть на лучших танцоров наших дней, среди которых есть и молодые и более старшие (Mariano Chicho Frumboli, Eugenia Parilla, Pablo Inza, Moira Castellano, Ezequiel Farfaro, Pablo Veron, Milena Plebs, Gaston Torelli и Mariela Sametband, Damian Essel и Nancy Louzan, Sebastian Arse и Mariana Montes, Pablo Villaraza и Dana Frigoli, Julio Balmaceda и Corina de la Rosa, Nito и Elba Garcia, El Flaco Danny, Javier Rodriguez и Andrea Misse, Fabian Salas и Carolina del Rivero, Gustavo Naveira и Giselle Anne).

http://tango.uz/www.liveinternet.ru/users/flora186/post90075397/

Добавить комментарий