Начало руководства по прослушиванию оркестра Juan D’Arienzo опубликовано тут. Продолжение случилось благодаря Марине, которая подарила мне книгу “Tango stories. Musical secrets” и Эмме Константиновне, маме Марины, которая любезно согласилась привезти бесценный подарок из Ванкувера в Ташкент. Я безмерно признателен им за это!
Итак, часть вторая, заключительная.
Певец
Звук D’Arienzo был построен вокруг ритма, а не вокруг мелодии. Это отразилось и на певце. Ему отводилась вполне определенная роль, estribillista, певца куплетов, а не певца оркестра, не смотря на то, что D’Arienzo все же был вовлечен в это направление в начале 40х годов. Это было претенциозно заявлено на обложке дисков, надпись гласила: «Estribillo cantado por…» — куплет пел такой-то певец.
Самым удачным, без сомнения, был Alberto Echague. Porteno, коренной житель Буэнос Айреса, мог бы определить его стиль как canyengue, — непереводимое слово, в контексте значащее что-то похожее на «уличный». Он идеально подходил D’Arienzo, который проложил немало усилий, чтобы найти ему замену, когда Alberto Echague покинул оркестр в 1940, но это другая история.
Мелодия
В то время D’Arienzo не фокусировался на мелодии, конечно она присутствует, но вместо плавного мотива, он нарезает мелодию на части, серией дискретных шагов, как будто вырубает лестницу на склоне горы. Замечательный пример этому — убийственная милонга «Silueta portena». Пианино Biagi бурлит на заднем фоне, — это неотразимо.
Что слушать
С момента образования оркестра в 1935 и до конца 1939 (когда D’Arienzo потерял весь состав своего оркестра, включая певца Alberto Echague, — об этом позднее) D’Arienzo сделал 116 записей и среди них не было ни единого слабого трека. Я привожу их список в конце этой главы. Вы должны прослушать их все!!! Они на самом деле великолепны. В это трудно поверить, и вероятно это признак некоторого предубеждения против D’Arienzo, которое существует в Аргентине, но эти записи никогда не переиздавались полностью за пределами Японии, так что нам остается довольствоваться тем, что возможно найти: первые два диска серии из 15ти дисков RCA Victor «Homenaje en RCA Victor» и «Sus primeros exitos» на «Tango Argentino» (два тома, из которых первый лучший). Треки с Echague особенно редки, известен только один CD диск Magenta, который они издают время от времени.
Существуют три пианиста этого периода: Lidio Fasoli (10 сторон), Rodolfo Biagi (66 сторон) и Juan Polito (40 сторон). Не смотря на то, что Biagi, в том трио, самый значимый, не стоит упускать из вида и двух других. Они очень хороши!
Первая вещь, которая должна вас поразить в этой дискографии, это очень большое количество милонг и особенно вальсов. Вальс был танцевальной сенсацией охватившей мир в конце 19го столетия, так же как и танго, двумя десятилетиями позднее; вальс был гарантией того, что публика станет танцевать. Такое большое количество вальсов — признак популистской ориентации оркестра.
Другая особенность — это продуктивность оркестра. В 1937 году они посещали студию не менее 13 раз, каждый раз делая по паре записей; в 1938 — 14 раз. Безусловно в финансовом смысле это самый успешный оркестр.
Этот успех значил, что D’Arienzo мог перезаписывать и переиздавать свои наиболее популярные записи по мере развития звучания оркестра. Довольно много танго были записаны по 3-4 раза, а «La cumparsita» записывали 7 раз. Соответственно для определения конкретной записи не достаточно знать название, нужен еще и год издания. А повторная запись того же трека могла быть сделана и через десятилетия. Мы поговорим о последовательности фаз развития оркестра позднее в этой книге. И вскоре вы сможете слышать разницу.
Точнось записанных копий сильно разнится. Маэстро давно нет с нами и все копии сделаны или с пластинок на 78 оборотов в минуту или с более позних долгоиграющих LP (Long Play) компиляций. Иногда бывает заметна реверберация (эхо) и тогда вы можете быть уверены, что слушаете перезапись сделанную с долгоиграющей пластинки. Добавление реверберации искажает некоторые деффекты исходных записей и в далекие 70ые это было характерной чертой. Однако даже в 2005, Sony-BMG допускает небольшую реверберацию в своей серии из 15ти дисков «Homenaje en RCA Victor». Многие годы самые лучшие перезаписи делались в Японии, где профессиональный коллекционер прилагал массу усилий, сохраняя точность оригинального звучания исходных материалов (подробнее об этом в главе 28).
Ранние хиты D’Arienzo на CD/mp3
марка | номер | альбом | год | |
CD | TARG | 63341 | Sus primeros exitos vol.1 | 1998 |
CD | Magenta | 9101 | La Morocha canta: Alberto Echague | 2002 |
CD | BMG | 669330 | De pura cepa (1935-1936) | 2005 |
CD | BMG | 669331 | El esquinazo (1937-1938) | 2005 |
CD | BMG | 669333 | Meta Fierro - Yunta Brava (1939-1940) | 2005 |
mp3 | Magenta | Juan D'Arienzo (1937-1938) | 2010 | |
FLAC/mp3 | Tango Tunes | El pillin | 2013 |
Может показаться что mp3 альбом «Juan D’Arienzo (1937-1938)» от Magenta это просто оцифрованный релиз материалов их более ранних CD, но это не так. На самом деле это чистая перезапись без реверберации. Интересно, где они их раздобыли.
Для тех, кого не пугают расстояния и высокая цена, есть отличные коллекции из Японии. Начиная с 1998, Club Tango Argentino опубликовал полную подборку работ D’Arienzo на CD. Это была лучшая серия D’Arienzo в мире, но, к сожалению, диски теперь больше не переиздают. Однако, новая марка под названием Audio Park выпустила 11 CD компиляций под названием «Epoca de oro» (APCD-65xx) в 2010 году. Второй и третий диск (APCD-6502, APCD-6503) обязан иметь каждый серьезный DJ или коллекционер.
Дискография D’Arienzo 1935-1939 годов
Пианино: Lidio Fasoli
1 | 02.07.35 | Desde el alma | vals |
2 | 02.07.35 | Hotel Victoria | |
3 | 12.08.35 | Penas de amor | vals |
4 | 12.08.35 | Tinta verde | |
5 | 03.10.35 | Re, fa, si | |
6 | 03.10.35 | Francia | vals |
7 | 18.11.35 | De pura cepa | milonga |
8 | 18.11.35 | Sabado ingles | |
9 | 12.12.35 | Joaquina | |
10 | 12.12.35 | Pabellon de las rosas | vals |
Пианино: Rodolfo Biagi
11 | 31.12.35 | Orillas de plata | vals | |
12 | 31.12.35 | 9 de julio | ||
13 | 14.01.36 | La guitarrita | ||
14 | 14.01.36 | Silueta portena | Walter Cabral | milonga |
15 | 31.01.36 | Retitin | ||
16 | 31.01.36 | Sueno florido | vals | |
17 | 03.04.36 | Un pacer | Walter Cabral | vals |
18 | 03.04.36 | El flete | ||
19 | 08.05.36 | Tu olivio | Walter Cabral | vals |
20 | 08.05.36 | Lorenzo | ||
21 | 09.06.36 | Irene | Walter Cabral | vals |
22 | 09.06.36 | La payanca | ||
23 | 03.07.36 | Don Esteban | ||
23/1 | 03.07.36 | Don Esteban | ||
24 | 03.07.36 | No llores madre | vals | |
25 | 05.08.36 | El irresistible | ||
26 | 05.08.36 | Inolvidable | vals | |
27 | 03.09.36 | Rawson | ||
28 | 03.09.36 | Amor y celos | vals | |
29 | 29.09.36 | Don Juan | ||
30 | 29.09.36 | Larigmas y sonrisas | vals | |
31 | 27.10.36 | Comme il faut | ||
32 | 27.10.36 | Una lagrima | vals | |
33 | 27.11.36 | Ataniche | ||
34 | 27.11.36 | Corazon de artista | vals | |
35 | 30.12.36 | La viruta | ||
36 | 30.12.36 | Vision celeste | vals | |
37 | 21.01.37 | Fachiamo la polquita | polca | |
38 | 21.01.37 | El baqueano | ||
39 | 05.03.37 | Que noche! | ||
40 | 05.03.37 | Alma dolorida | vals | |
41 | 01.04.37 | El apronte | ||
42 | 01.04.37 | Mentias | vals | |
43 | 27.04.37 | Homero | ||
44 | 27.04.37 | La punalada | milonga | |
45 | 02.06.37 | Amelia | polca | |
46 | 02.06.37 | El cachafaz | ||
47 | 02.07.37 | La rosarina | ||
48 | 02.07.37 | Pasion | vals | |
49 | 26.07.37 | El choclo | ||
50 | 26.07.37 | Valsecito criolo | vals | |
51 | 31.08.37 | Valsecito de antes | vals | |
52 | 31.08.37 | El portenito | ||
53 | 22.09.37 | El cabure | ||
54 | 22.09.37 | Milonga vieja milonga | milonga | |
55 | 29.10.37 | Paciencia | Enrique Carbel | |
56 | 29.10.37 | Jueves | ||
57 | 09.12.37 | Gallo ciego | ||
58 | 09.12.37 | El cencerro | ||
59 | 14.12.37 | La cumparsita | ||
60 | 14.12.37 | El africano | ||
61 | 21.12.37 | La morocha | ||
62 | 21.12.37 | Melodia portena | ||
63 | 04.01.38 | El esquinazo | milonga | |
64 | 04.01.38 | Indiferencia | Alberto Echague | |
65 | 07.01.38 | Rodriguez Pena | ||
66 | 07.01.38 | Union Civica | ||
67 | 23.03.38 | La mariposa | ||
68 | 23.03.38 | El triunfo | ||
69 | 12.04.38 | El horizonte | ||
70 | 12.04.38 | El aeroplano | vals | |
71 | 06.05.38 | Milonga del corazon | Alberto Echague | milonga |
72 | 06.05.38 | El cisne | ||
73 | 08.06.38 | La catrera | ||
74 | 08.06.38 | El temblor | Alberto Echague | milonga |
75 | 22.06.38 | Champagne tango | ||
76 | 22.06.38 | Pensalo bien | Alberto Echague |
Пианино: Juan Polito
77 | 08.07.38 | El internado | ||
78 | 08.07.38 | Nada mas | Alberto Echague | |
79 | 05.08.38 | Florida | ||
80 | 05.08.38 | Estampa de varon | Alberto Echague | milonga |
81 | 26.08.38 | Lelia | ||
82 | 26.08.38 | La bruja | Alberto Echague | |
83 | 30.09.38 | En tu corazon | Alberto Echague | vals |
84 | 30.09.38 | Lunes | ||
85 | 03.11.38 | De mi flor | ||
86 | 03.11.38 | Cabeza de novia | Alberto Echague | vals |
87 | 09.11.38 | Milonga querida | Alberto Echague | milonga |
88 | 09.11.38 | Ansiedad | Alberto Echague | |
89 | 28.12.38 | No mientas | Alberto Echague | |
90 | 28.12.38 | El pollito | ||
91 | 04.01.39 | Pico blanco | ||
92 | 04.01.39 | Yunta brava | ||
93 | 03.03.39 | Meta fierro | Alberto Echague | milonga |
94 | 03.03.39 | Dos guitas | Alberto Echague | |
95 | 18.04.39 | Maipo | ||
96 | 18.04.39 | No me lo digas | ||
97 | 04.05.39 | El Marne | ||
98 | 04.05.39 | Recuerdos de la pampa | Alberto Echague | vals |
99 | 30.05.39 | Charamusca | ||
100 | 30.05.39 | Olvidame | Alberto Echague | |
101 | 17.07.39 | Derecho viejo | ||
102 | 17.07.39 | Milonga del recuerdo | Alberto Echague | milonga |
103 | 09.08.39 | Mandria | Alberto Echague | |
104 | 09.08.39 | Castigo | Alberto Echague | vals |
105 | 01.09.39 | Felicia | ||
106 | 01.09.39 | El vino triste | Alberto Echague | |
107 | 27.09.39 | De antano | Alberto Echague | milonga |
108 | 27.09.39 | Santa milonguita | Alberto Echague | |
109 | 27.09.39 | Don Pacifico | ||
110 | 27.09.39 | Que importa! | Alberto Echague | |
111 | 31.10.39 | La cicatriz | Alberto Echague | milonga |
112 | 31.10.39 | Pampa | ||
113 | 14.11.39 | Que Dios te ayude | Alberto Echague | |
114 | 14.11.39 | Ay Aurora | Alberto Echague | vals |
115 | 22.12.39 | Por que razon? | ||
116 | 22.12.39 | Trago amargo | Alberto Echague |
“Tango stories. Musical secrets”, автор — Michael Lavocah.
Пересказ — Ростислав Вавилов.