Руководство по прослушиванию.
Оркестр Anibal Troilo
1. Toda mi Vida (1941) (певец: Francisco Fiorentino)
2. Milongueando en el’ 40 (1941)
3. C.T.V. (1942)
4. Comme il faut (1938)
Оркестры Juan D’Arienzo и Anibal Troilo находятся на противоположенных сторонах спектра танго оркестров. И не потому, что Troilo любил мелодию больше чем D’Arienzo, конечно мелодию любили все! Но, Troilo отдал мелодию певцу, и не как солисту, сопровождающему оркестр, а как инструменту внутри оркестра, его наиболее выразительному инструменту.
В 30е годы было множество известных солистов танго. Самым знаменитым был Carlos Gardel, один из величайших певцов, не только танго музыки начала 20го столетия, но и музыки вообще. Вот только Gardel никогда не пел для танцоров. Практически все его записи выполнены под гитарный аккомпанемент. Целью было передать лирику, и это он делал исключительно хорошо, но никто не думал, что это возможно для танго оркестра. Оркестры играли инструментальные композиции, а если там и был певец, то он пел только часть лирической музыкальной темы. Это именно та формула, которой следовал D’Arienzo в начале своей карьеры.
Но были и те, кто стал искать другое направление. Танец или лирика? А давайте охватим и то, и другое!
Человека, который осуществил эту идею, звали Anibal Troilo. Он предложил новые взаимоотношения между оркестром и вокалистом, который уже больше не был estribillista — певцом вокальных припевов — он стал cantor de orquesta — певцом оркестра. Это подготовило почву для апогея Золотой Эпохи, знаменитых 40х.
Мы не утверждаем, что Troilo был первым у кого в оркестре появился певец. С 1935 по 1938 Canaro работал с Roberto Maida, а Fresedo с Roberto Ray на протяжении 30х годов. Разве они не были певцами оркестра?
Нет, не были, по крайней мере до конца 1938 года. Теперь настал момент послушать музыку и познакомиться со структурой вокальных танго 40х годов. Часто говорят, что классическое танго длится три минуты. Это дает 5 или 6 отрезков по 30-40 секунд (8 музыкальных тактов) каждый. В вокальных танго это обычно значит куплет (А) и припев (В), как на схеме танго Troilo-Fiorentino:
1 | 0'00" - 0'30" | куплет | инструментал |
2 | 0'30" - 1'00" | припев | инструментал |
3 | 1'00" - 1'30" | 1й куплет | Fiorentino |
4 | 1'30" - 2'00" | припев | Fiorentino |
(5) | 2'00" - 2'30" | 2й куплет | соло |
(6) | 2'30" - 3'00" | куплет | загадка! |
количество секций не фиксировано, но первые 4 всегда такие.
Если вы танцор, то это фантастическая новость для вас. Это значит, что есть карта, которая будет вашим проводником в любом вокальном танго. Первые четыре части всегда одинаковые. Оркестр сначала презентует музыку инструментальными куплетом и припевом. Потом, после минуты (или около того), наступает очередь певца, который поет куплет и припев. Вот в чем инновация: estribillista начала 30х не пел бы куплет в этот момент (мы называем его первым, потому что это первый куплет лирики музыкального произведения). Он бы ждал следующего припева (секция 4 таблицы) — отсюда и название (estribillista значит певец припева). Canaro и Fresedo приняли эту идею в ноябре 1938 года. Для Canaro первой композицией, следующей новой структуре, была «Callecita de mi novia», а для Fresedo — «Dulce amargura».
Итак, у нас были инструментальные куплет и припев, а теперь еще вокальный куплет и вокальный припев. Мы не знаем, сколько будет секций, пять или шесть. Мы не знаем будет ли оркестр играть второй куплет или перейдет сразу к финальному припеву и мы не знаем будет ли еще раз петь певец. Но пару вещей мы все же знаем. Во-первых, мы знаем что второй куплет никогда не поют. Это так! Второй куплет никогда не поют. Отсюда следует, что если певец вернулся, чтобы петь снова, то это финальный припев, то есть это должен быть конец. Это внезапное появление певца замещает variacion как кульминация произведения. Послушайте любое классическое танго 1941 с вокалом Fiorentino и вы убедитесь, что оно соответствует приведенной схеме.
Давайте начнем с танго «Toda mi vida», музыку для которого написал сам Troilo. Вы услышите, что Fiorentino вступает после первой минуты и поет ту же мелодию, которую оркестр презентовал ранее. Fiorentino — символический певец оркестра. В смысле превосходного качества, он до сих пор считается лучшим певцом оркестра всех времен. Даже если бы он однажды ушел от Troilo, ради сольной карьеры, он настолько идентифицируется с Troilo, что их имена привычно произносят слитно и на одном дыхании: Troilo-Fiorentino. Это типично для всех великих «дуэтов» 40х, таких как Pugliese-Chanel, Tanturi-Castilo, Di Sarli-Rufino и многих других.
Звук Troilo
Звук Troilo, часто описываемый как «бриллиантовый» (в смысле сияния), характерен богатой аранжировкой, где довольно быстро чередуются отрывки стаккато (порывисто) и легато (плавно). Возможно, танго и началось на улице, но качество музыки просто превосходно и эквивалентно музыке симфонического оркестра.
Пианино
И снова, ключевая фигура оркестра Troilo — пианист Orlando Goni. Он разработал новый стиль игры на пианино, который стал известен как marcacion bordoneada. Marcacion значит акцентировать или выделять, а bordoneada относится к басовым нотам. Marcacion bordoneada значит украшение басовыми нотами без потери бита, и стиль Goni удивительно плавный и эластичный. Послушайте инструментальную композицию «C.T.V.» чтобы оценить уровень мастерства его игры!
В плане важности, Goni значил для Troilo то же, что Biagi значил для D’Arienzo, и даже больше. Goni был настолько хорош, что никогда не использовал аранжировки. Его спонтанная импровизация всегда была лучше того, что мог предложить любой аранжировщик. Для Troilo иметь такой талант в оркестре было большой удачей, но это значило, что Goni был совершенно незаменим. Тот, кто попытался бы его заменить должен был бы скопировать его стиль, как это было с Biagi, а это было не решаемой задачей. Когда он покинул оркестр в сентябре 1943 года, потеря в качестве игры была очень существенной. Уход Goni был большой потерей для всех нас, но для него самого он стало трагедией. Goni не обладал талантом, необходимым для организации своего оркестра, и спился до смерти за 2 года. С тех пор не было пианиста равного ему.
Скрипки
Скрипки не слишком часто используются в оркестре Troilo. Если и случается соло, то только короткое. Тем не менее, качество музыки очень высокое. Послушайте их звук во вступлении к «Pajaro ciego» или скрипичный дуэт в «Guapeando».
Бандонеон
Troilo провозглашен лучшим бандонеонистом всех времен в плане эмоциональности и чувственности. Там не менее, даже после всех восторгов о музыкальном качестве оркестра, бандонеоны гораздо менее значимы, чем можно было бы ожидать. Соло в исполнении Troilo скромны и сдержаны, — во многом они похожи на то, что можно сказать об игре на пианино Дона Osvaldo Pugliese.
Milongueando en el ’40
«Milongueando en el ’40» это название инструментальной композиции, которая сформировала ключевую часть репертуара оркестра. Вас не должно смущать название, оно не связано с милонгой, как с танцем, но имеет тот же корень, что и слово milonguero. Сейчас, milonguero это человек, который в культурном смысле идентифицирует себя с пребыванием на милонге. Однако «Milongueando en el ’40» значит нечто похожее на «Жизнь милонги в 1940». Вступление — поразительный акробатический этюд из синкоп — давайте подсчитаем:
счёт | 123 | 123 | 123 | 123 | 12 | 12 | 1 |
группировка | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 |
«Milongueando en el ’40» — у нас есть синкопирование!
Это восхитительно и определённо гораздо сложнее того, что публика привыкла слышать ранее. Этим отрывком Troilo говорит: это сороковые, это новая волна — старой гвардии пора на покой!
Возможно, вы заметили, что «Milongueando en el ’40» записана не в 1940м, а в 1941м году. Что же происходило с оркестром Troilo в 1940? Когда он на самом деле был сформирован?
Ответ несколько разочаровывает: оркестр Troilo был сформирован в 1937 году из основных музыкантов оркестра Juan Carlos Cobian, который распался после карнавального сезона (конец лета, — март или около того). Troilo взял с собой музыкантов, с которыми играл вместе несколько лет, в том числе и Orlando Goni. Новый оркестр сделал свою первую запись для студии Odeon в марте 1938 года и после этого долгая пауза.
Изучая дискографии можно заметить примечательный факт — после славной истории 20х годов, в конце 30х, Odeon стал использовать порочную практику, подписывая контракты с новыми талантливыми музыкантами не с целью их продвижения, а для того, чтобы просто не допустить их сотрудничества с конкурентом, каковым являлась студия Victor. Те две записи оркестра Troilo, обе инструментальные, были сделаны c Odeon, а все остальные с Victor. Кстати, то же самое студия Odeon сделала с Tanturi. Ни одного записанного материала за 3 года… и все же записи 1938 года доступны (правда не на CD выпущенных Sony-BMG, владеющей RCA Victor). Эти записи просто очаровательны, особенно запись «Comme il faut» 1938 года. Нам очень повезло, что они остались, потому что на самом деле эти записи не типичны для такого сложного оркестра, каким был оркестр Troilo — оркестр авангарда эволюции танго. «Comme il faut» — композиция quardia vieja, которая более подходит, скажем, для оркестра D’Arienzo, с которым мы и попробуем ее сравнить.
Запись D’Arienzo была сделана на 1,5 года раньше, в октябре 1936, так что это не совсем корректное сравнение: танго музыка эволюционировала в этот период очень быстро и можно с уверенностью утверждать, что в марте 1938 оркестр D’Arienzo играл бы эту мелодию жестче и быстрее. Но даже учитывая это, сравнение двух вариантов исполнения — шокирует. Версия Troilo подобна вихрю или урагану, она напоминает стиль оркестра Laurenz и легендарный секстет Vardaro-Pugliese (о котором мы будем говорить в 12й главе). Она просто не идет ни в какое сравнение с версией D’Arienzo. Она не только ярче и сложнее, она энергичнее и более разнообразна ритмически: Troilo использовал синкопированный ритм 3-3-2 в мелодии, где его никогда до этого не было. D’Arienzo — король бита, но он не всегда король ритма.
Troilo на CD
В отличие от D’Ariеnzo, более сложная музыка Troilo переиздавалась на протяжении многих лет. RCA Victor, студия с которой Troilo работал на протяжении 40х годов и потом снова в 60х, издала все треки с его музыкой на 26 долгоиграющих (LP) пластинках в 70х. Мастер копии, подготовленные в это время, были использованы, как есть, в качестве основы для всех последующих изданий на CD дисках.
BMG выпускали некоторые CD с Troilo в их серии «Tango Argentino» 1996 года, выпуски были систематизированы по вокалистам. Потом в 1997 году они выпустили великолепную серию «Obra Completa en RCA» из 16 CD дисков. Эта серия, предназначенная для серьезных слушателей или коллекционеров, включала даты всех записей, номера мастер копий и дисков, обширную информацию на обложках дисков. Выпуск дисков был прекращен, однако в 2005 BMG выпускает новую серию «Troilo en RCA Victor» на 26 CD дисках — по одному на каждую LP пластинку. Существуют еще и мультимедийные диски с интересными бонусными треками, но это не самая удачная покупка. Ни одна из этих серий не содержит записи 1938 года, потому что они были сделаны студией Odeon и правами на них обладает EMI, а не BGM.
Ранний Troilo на CD: что слушать
Мы начнем с первых двух CD дисков серии «Troilo en RCA Victor» BMG.
BMG | 659436 | Yo Soy el Tango (1941) | 2005 |
BMG | 659437 | Tinta Roja (1941/1942) | 2005 |
Дискография Troilo-Goni
Что можно заметить в дискографии Troilo-Goni, приведённой ниже?
По сравнению с дискографией D’Arienzo тут гораздо меньше милонг и вальсов. Это правильный танго оркестр, если угодно!
Мы исключили все записи сделанные с радио эфира. Не смотря на то, что они могут быть интересны для прослушивания и более полного понимания оркестра, их качество оставляет желать лучшего и их очень трудно найти.
1 | 07.03.38 | Comme il fault | ||
2 | 07.03.38 | Tinta verde | ||
3 | 04.03.41 | Yo soy el tango | Fiorentino | |
4 | 04.03.41 | Mano brava | Fiorentino | milonga |
5 | 04.03.41 | Toda mi vida | Fiorentino | |
6 | 04.03.41 | Cachirulo | ||
7 | 16.04.41 | Con toda la voz que tengo | Fiorentino | milonga |
8 | 16.04.41 | Te aconsejo que me olvides | Fiorentino | |
9 | 28.05.41 | Tabernero | Fiorentino | |
10 | 28.05.41 | Pajaro ciego | Fiorentino - Mandarino | |
11 | 17.06.41 | El bulin de la calle Ayacucho | Fiorentino | |
12 | 17.06.41 | Milongueando en el '40 | ||
13 | 11.07.41 | Guapeando | ||
14 | 11.07.41 | Una carta | Fiorentino | |
15 | 18.07.41 | En esta tarde gris | Fiorentino | |
16 | 18.07.41 | Cordon de oro | ||
17 | 08.09.41 | Total, pa' que sirvo | Fiorentino | |
18 | 08.09.41 | El cuarteador | Fiorentino | |
19 | 09.10.41 | Maragata | Fiorentino | |
20 | 09.10.41 | Tu diagnostico | Fiorentino | vals |
21 | 09.10.41 | Cautivo | Fiorentino | |
22 | 23.10.41 | Tinta roja | Fiorentino | |
23 | 23.10.41 | No le digas que la quiero | Fiorentino | |
24 | 23.10.41 | El tamango | ||
25 | 21.11.41 | Sencillo y compadre | Fiorentino | |
26 | 21.11.41 | Del tiempo quapo | Fiorentino | |
27 | 08.01.42 | Malena | Fiorentino | |
27/1 | 08.01.42 | Malena | Fiorentino | |
28 | 08.01.42 | C.T.V. | ||
29 | 16.04.42 | Mi castigo | Fiorentino | |
30 | 16.04.42 | Papa Baltasar | Fiorentino | milonga |
31 | 16.04.42 | Pa que bailen los muchachos | Fiorentino | |
32 | 12.06.42 | Fueye | Fiorentino | |
33 | 12.06.42 | Un placer | vals | |
34 | 12.06.42 | Colorao, colorao | Fiorentino | |
35 | 15.06.42 | Soy un muchacho de la guardia | Fiorentino | |
36 | 15.06.42 | Suerte loca | Fiorentino | |
37 | 15.06.42 | Los mareados | Fiorentino | |
38 | 23.07.42 | Acordandome de vos | Fiorentino | vals |
39 | 23.07.42 | La tablada | ||
40 | 01.09.42 | Lejos de Buenos Aires | Fiorentino | |
41 | 01.09.42 | El encopao | Fiorentino | |
42 | 10.09.42 | Pedacito de cielo | Fiorentino | vals |
43 | 18.09.42 | Tristezas de la calle Corrientes | Fiorentino | |
44 | 18.09.42 | No te apures carablanca | Fiorentino | |
45 | 09.10.42 | Ficha de oro | Fiorentino | milonga |
46 | 09.10.42 | La maleva | ||
47 | 22.10.42 | El chupete | ||
48 | 22.10.42 | De pura cepa | milonga | |
49 | 30.10.42 | Gricel | Fiorentino | |
50 | 14.12.42 | Barrio de tango | Fiorentino | |
51 | 14.12.42 | Pa' que seguir | Fiorentino | |
52 | 14.12.42 | Por las calles de la vida | Fiorentino | |
53 | 29.12.42 | Buenos Aires | Fiorentino | |
54 | 11.03.43 | Corazon... no le hagas caso | Fiorentino | |
55 | 11.03.43 | Margarita Gauthier | Fiorentino | |
56 | 25.03.43 | Percal | Fiorentino | |
57 | 25.03.43 | Valsecito amigo | Fiorentino | vals |
58 | 05.04.43 | Tango y copas | Marino | |
59 | 05.04.43 | Cada vez que me recuerdes | Fiorentino | |
60 | 27.04.43 | Cuando tallan los recuerdos | Marino | |
61 | 27.04.43 | Soy del 90 | Fiorentino | |
62 | 03.05.43 | Inspiracion | ||
63 | 03.05.43 | Ropa blanca | Marino | milonga |
64 | 03.05.43 | Soy un porteno | Fiorentino | milonga |
65 | 02.06.43 | De barro | Fiorentino | |
66 | 02.06.43 | Faroliti de parel | Marino | |
67 | 30.06.43 | Uno | Marino | |
68 | 04.08.43 | Sonar y nada mas | Fiorentino - Marino | vals |
69 | 04.08.43 | Tal vez sera su voz | Marino | |
70 | 04.08.43 | Garua | Fiorentino | |
71 | 04.08.43 | El distinguido ciudadano | ||
72 | 30.09.43 | Cantando se van las penas | Marino | |
73 | 30.09.43 | Farol | Fiorentino |
“Tango stories. Musical secrets”, автор — Michael Lavocah.
Пересказ — Ростислав Вавилов.