Osvaldo Pugliese: страсть, честность и алая гвоздика.

«Он преодолел пропасть разделяющую разум и сердце.»

Alejandro Prevignano

Руководство по прослушиванию.

Оркестр Osvaldo Pugliese

1. Recuerdo (1944)

2. Tierra querida (1944)

3. La yumba (1946)

4. Negracha (1948)

5. Malandracha (1949)

6. Muchachos comienza la ronda (1943) (canta: Roberto Chanel)

Оркестр Osvaldo Pugliese был последним из нашей большой четверки оркестров, добившихся всемирного признания. Он родился в 1905, но сделал свою первую запить только в 1943, с оркестром созданным в 1939. Музыка Osvaldo Pugliese — самая страстная музыка танго. Интуитивно это понимают все, кто слышал эту музыку хотя бы однажды, даже если им сложно ее танцевать. Другой отличительной чертой этой музыки является ее безупречность. Итак, начнем слушать «La yumba» — самое раннее произведение, 1946 года записи, — и после этого продолжим чтение.

Pugliese был человеком кристальной честности. Всю свою жизнь он был коммунистом, а его оркестр был коллективом, где все получали одинаковую долю от заработанных средств. В 1950 он провел несколько лет в тюрьме за свои убеждения, продолжая работу над аранжировками в тюремной камере. Его музыканты были безгранично преданы ему и основной состав оставался неизменным с момента создания в 1949 и до 1968 года. Когда Pugliese был в тюрьме, алая гвоздика всегда лежала на клавиатуре пианино в его честь.

Музыка Pugliese — совершенно определенно урбанистическая, с уникальным энергичным marcato. Сам он считал себя наследником традиций Julio De Caro и ритма 4х4, он взял музыку De Caro и облёк ее в гуманизм.

La yumba

Pugliese описывал свое звучание как yumba (произносится «жьум-ба»): энергичное вступление всего оркестра, ведомого пианино и контрабасом, на биты 1 и 3 («жьум») с рокочущими октавами баса пианино на битах 2 и 4 («ба»), вот так: ОДИН два ТРИ четыре. Это урбанистическая музыка, отражающая брутальные и механические импульсы города и фабрики. Однажды Pugliese  сказал, что одним из его вдохновителей был звук кузнечных молотов. Мы можем их слышать, так же как и рабочих, гуляющих по оживленным городским улицам.

Звук Pugliese: резко-спокойно

Бит Pugliese обладает неослабевающей энергетикой, что отражается на всем оркестре. Это настоящая музыкальная машина, и как в старомодных двигателях, поршнями этой машины являются бандонеоны. Даже скрипка играет в жесткой, форсирующей манере, наращивая напряжение. И только когда вы не можете больше этого выдержать, музыка становится спокойнее и слабеет, позволяя вам перевести дыхание. Но это временная передышка, вскоре двигатель запускается снова, «жьум-ба» marcato ведет вас к кульминации.

Этот контраст «резко-спокойно» гораздо более выражен, чем контраст «стаккато-легато» Troilo, можно сказать он экстремален. В спокойных пассажах компас исчезает совсем, совершенно смущая начинающих танцоров.  В резких пассажах, музыка не просит, она требует. Без сомнений, именно эту музыку имел ввиду Juan Carlos Copes, когда говорил о танго: «Музыка пробуждает и ранит, танец — союз мужчины и женщины, беззащитных против мира и бессильных изменить реальность».

Так же как и с оркестром Julio De Caro, это оркестр, в котором вы можете назвать имя каждого участника, не только за пианино — сам  Don Osvaldo Pugliese, но и за каждым другим инструментом. За первым бандонеоном может быть только Osvaldo Ruggiero, сочинивший «N.N.» — хит 1947 года.  Именно благодаря его пальцам вариации, подобные тем, что мы слышим в «Recuerdo», звучат так легко и непринужденно.

Первая скрипка это Enrique Carmerano, ему от рождения было суждено играть с Pugliese, однако невозможно игнорировать вклад Julio Carrasco и Oscar Herrero (после 1943). Как насчет того, что это оркестр, в котором было известно имя музыканта играющего вторую скрипку. Контрабас — это Alcides Rossi, которого Pugliese считал настолько важным для оркестра, что дал ему первое в танго соло контрабаса в их записи «Jueves» 1947 года. Эти люди оставались вместе с Pugliese с 1939 и до октября 1968 — почти 30 лет.

На протяжении всей своей жизни, Don Osvaldo, с характерной для него скромностью, называл Julio De Caro источником вдохновения для своего творчества и считал своей единственной целью сохранение наследия De Caro, которому, по его мнению, грозило исчезновение. Это совершенно нивелирует вклад оркестра Pugliese. Чтобы показать своему оркестру, что он хочет, он написал свое известнейшее танго «La yumba», первое из инструментальных трио, которые определяют его работу. Остальные два — «Negracha» и «Malandraca». Есть мнение, что слово yumba имеет африканское происхождение, так же как слова tango и milonga, сам Pugliese говорил, что выдумал это слово.

«La yumba» появилось в 1946,  «Negracha» в 1948 и «Malandraca» в 1949. История говорит, что Pugliese начал работать над ними гораздо раньше, но решился на публикацию, только когда почувствовал, что они доведены до совершенства. Если «La yumba» это гимн Pugliese, то  «Negracha» — его манифест. За годы до того, как термин «авангард» был использован в танго, Pugliese предвосхитил это явление в своей работе, где столкнулись история и будущее. Сегодня это все еще звучит не только современно, но и смело, оставаясь критерием оценки для любых современных работ, по меньшей мере потому, что он сделал это не оставляя жанра танго. В сравнении с теми, кто пришел позднее, это достижение осталось непревзойденным.

Negracha

Когда Pugliese играл в клубе «Piccadilly», темнокожие девушки попросили его написать более ритмичную музыку. Его ответом была «Negracha».

Синкопирование использовалось в танго музыке и раньше: Canaro делал это еще в 1929, а Pracanico — еще раньше. Но никогда не было ТАКОГО синкопирования, и наверное никогда не будет снова. Все те, кто считает, что синкопирование привнес в танго музыку Piazzolla должны послушать «Negracha» (и Canaro), перед тем, как делать такие заявления.

В статье, анализирующей структуру этого произведения («Negracha: Los que oyen antes de que suene») бандонеонист Rodolfo Mederos был очень щедр на комплименты автору, видя в этом произведении объединение прошлого и будущего.

Есть те, кто слышит музыку только после того, как она сыграна: их большинство. Кроме того, есть те, кто слышит музыку, когда она играет: их немного. И наконец есть те, кто слышит музыку до того, как она начнет играть. Osvaldo Pugliese чувствовал то, чего не существовало до этого и написал «Negracha».

«Negracha» это больше, чем просто музыка, это музыка для будущих поколений.

Arnold Schoenberg сказал, что в людях существуют две противоположенные тенденции, которые борются между собой. Одна ведет к воспроизводству приятных стимулов (знание, которое подсказывает, прожитый опыт, самоуспокоение) и другая, стремящаяся к созданию новых сенсаций, которые первоначально довольно дискомфортны. Возможно последнее, это то, что случилось с «Negracha». 

С одной стороны «Negracha» оставляет легкую и теплую меланхолию… «Negracha» — уникальное и знаковое произведение. Это живое и согревающее пламя. Это для тех, кто придет за нами.

Rodolfo Mederos

Музыка Pugliese драматична, и тем не менее, не искусственна и не театральна. Наоборот, она исходит изнутри, из души,  требуя своего выражения. Это не та музыка, которую можно слушать фоном, она требует от вас полной вовлеченности, вашего абсолютного внимания и участия. Я с трудом могу себе представить, как можно танцевать такую музыку весь вечер. Одна танда, три мелодии, оставляет меня выжатым как лимон.

Pugliese: просто инструментальный оркестр?

До сих пор мы говорили об оркестре Osvaldo Pugliese, как об инструментальном оркестре, и несомненно это его отличительный стиль. Но такой подход, может легко создать впечатление, что это исключительно инструментальный оркестр, кроме того, к тому же располагает и музыка, которую обычно ставят на милонгах. Но правда ли это?

Надо признать, что певцы Pugliese в 50х и 60х годах были ужасны, с точки зрения танцоров, но то же самое было и с вокалистами D’Arienzo и даже Troilo, чей золотой период вокальных номеров пришелся на 40е. То же самое произошло и с Pugliese. Когда он впервые записывался в 1943, у него был фантастический певец, Roberto Chanel, и сочетание Pugliese-Chanel было таким же известным, как и такие ведущие «дуэты», такие как Troilo-Fiorentino или D’Arienzo-Echague. Для примера, послушайте «Muchachos comienza la ronda», это запись их второго совместного сезона. Chanel обладал мощным голосом назального тона — немного напоминающим голос Echague, но гораздо более высокого класса. Выбор репертуара тоже не случаен, название значит «Парни создают круг», и лирика добавляет, «…создают круг, в который вас приглашает танго». Это лирика, кроме всего прочего, говорит о социальном аспекте танго, как о совместной активности некого сообщества. Это то, что нам нужно хорошо помнить.

Osvaldo Pugliese сегодня

Pugliese жил до 1995 года и был единственным из руководителей оркестров большой четверки, кто застал возрождение танго. Для тех, кто его любит он жив и сейчас. Поклонники зовут его San Pugliese — Святой Pugliese.

Классика Pugliese на CD: что нужно слушать

Стиль Pugliese был требователен к возможностям технологий записи звука тех дней, и записи менее старые, чем множество других. Мы должны быть особенно внимательны к качеству записей. Есть множество CD дисков, которые покупать не стоит, но есть и другие, которые могут показаться некачественными после первого прослушивания, но потом становится понятно, это это лучшее из доступного.

Рекомендуемые ниже диски охватывают и инструментальные и вокальные произведения Pugliese. Они отличного качества. Есть множество других, очень достойных CD, но мы поговорим о них позднее, когда вернемся к этому замечательному оркестру снова, чтобы познакомиться с ним более подробно.

EMI, 855386, Ausencia, 1995
EMI, 335997, Edicion Aniversario (4 CDs), 2005

“Tango stories. Musical secrets”, автор — Michael Lavocah.

Пересказ — Ростислав Вавилов.

Добавить комментарий