Танго Большого Города

«Танго — это естественная экспрессия большого города» (Астор Пьяццола).
«Танго — это ритм, нерв, сила и характер» (Хуан Д’Ариенцо).
«Танго — это зарифмованный разговор.» (Энрике Дельфино).
«Танго для меня — это трогательный союз отчаяния и счастья» (Мануэль Мухика Лайнес).
«Танго — это самая удавшаяся попытка народа приблизиться к сладости экстаза. Мы вкладываем время и мелодию в вечную темноту страсти.» (Улисс Петит де Мурат).
«Танго не только танцуют и поют — его помнят.» (Рауль Сорди).

Для автора этих строк (отдавшего танго 11 лет — треть своей жизни) Танго — это танец, в котором отношение к движению важнее самого движения.

Хотя автор полностью отдает себе отчет, что за время его романа с этим танцем менялись приоритеты, мнения, ориентиры. Неизменным было одно — невозможность дать точное, математически выверенное определение, что же такое Танго. А еще — стойкое ощущение многогранности последнего и десятилетиями не прекращающиеся споры насчет «истинного Танго».

Чтобы разобраться с предметом разговора немного подробнее, давайте попробуем совершить краткий экскурс в историю.

Многие историки сходятся на том, что Танго появилось в конце 19 века на берегах Ла Платы.
Одна из ярких особенностей Танго — в его интернациональности. Этимология, уходящая корнями к невольникам из черной Африки; душа Танго — бандонеон — родом из Германии; жаргон «лунфардо», на котором написаны многие тексты танго, представляет собой некую смесь испанского и итальянского; среди грандов танго «итальянские» же фамилии — далеко не редкость. В начале 20 века Аргентина представляла собой «плавильный котел»; иммигранты из стран как Западной, так и Центральной и Восточной Европы часто жили бок о бок.
Есть, кстати, расхожий стереотип об иммигрантах, Танго и «тоске по родине»; на самом деле первые танго имели характер веселый и довольно фривольный, зачастую — неприличный. Лирика появилась в Танго несколько позже, только в 30-х.
А вот что правда — так это «портовые» корни Танго, связанные с расположением городских трущоб в южной части Буэнос Айреса, близ реки. По одной из версий, в Россию Танго тоже попало через порт — через Одессу. Так что знаменитое «На Дерибасовской открылася пивная»,
возможно, имеет под собой реальную историю! Ровно как и связь Танго с борделями. Кстати, только «отмежевавшись» от борделей, Танго сумело стать по-настоящему популярным у себя на родине.
Еще пара любопытных фактов: у себя на дома, в Аргентине, широкие массы (а вместе с ними — и высшее общество) «приняли» танго только после того, как оно произвело фурор в Париже. Танго — один из первых парных танцев, в котором танцоры не просто находились в непосредственной близости, но и, порой, взаимодействовали между собой образом, который осуждала общественная мораль того времени. Считают, что именно Танго привнесло в танец такое понятие как «объятие».
Вести о «непотребстве» нового танца быстро дошли до Папы в Ватикан; однако Папе сыграли на бандонеоне (чей создатель изначально предполагал использование своего детища исключительно для исполнения церковной музыки) «Аве Марию», и он вынужден был признать, что «не видит ничего предосудительного».

Здесь автор должен сделать отступление. Под словом Танго ранее и впредь подразумевается именно «Аргентинское Танго». Точнее, тот феномен, чья родина — берега реки Ла Платы. Этот феномен нашел отражение и в танце, и в музыке. Мы уже говорили об «интернациональности» Танго; поэтому говоря о «финском», «американском», «бальном» и пр. Танго можно говорить лишь о каких-то производных, подчеркивающих исключительность и популярность первоисточника, а в чем-то и искажающих первоначальную идею. Это как «итальянская водка» или «китайский калашников».
И если говоря о Немецком, Польском, Финском или Русском Танго мы имеем в виду танго, сочиненные в этих странах и исполнявшиеся на родном языке, то в случае «бального» танго приходится говорить о танце, искусственно ограниченном в силу ряда причин, что переводит предмет разговора скорее в область спорта. Но об этом — несколько позже.

Аргентину практически не затронули ни Первая, ни Вторая мировые войны. Наоборот, на этот период приходится некоторый экономический подъем (а 40е годы XX столетия называют «Золотым веком Танго»).
Было время, когда в Буэнос Айресе у молодого человека, если он не танцевал танго, не было шансов познакомиться с девушкой. Танцевал весь город. Буэнос Айрес — и сейчас город немаленький, а было время, когда население столицы чуть ли не превышало население всех остальных регионов страны.
Танго передавали по радио, танго снимали в кино. Надо сказать, что аргентинский кинематограф долго был очень популярен по всей Южной Америке, что только способствовало развитию популярности Танго. (Прикрыли эту лавочку американцы, введя санкции против Аргентины якобы за поддержку Германии во Второй Мировой).
«Помогли» и свои — в силу ряда политических причин Танго в Аргентине некоторое время было под запретом; после, в 60е, с развитием телевидения и на волне популярности рока, Танго постепенно было позабыто.

Свое второе рождение Танго получило в конце 80х годов ХХ века. И с тех пор триумфально шагает по миру, «завоевывая» все новые и новые страны. Показателен факт, что в Пекине в парке по утрам с одной стороны несколько сотен человек занимаются тайцзы, с другой стороны — танцуют Танго!

В России Танго было особенно популярно в довоенные годы, как в концертных залах, так и на танцплощадках. О том, как танго ставили «на танцах» даже в маленьком дальневосточном полустанке автору рассказывала его бабушка. Имена Строка и Лещенко, «Брызги шампанского» и «Утомленное солнце» — не пустой звук и для наших современников.
Однако, в России сейчас с Танго связан целый ряд стереотипов, часто основанных на кинематографе.
Здесь и бессмертный образ Андрея Миронова из «12 стульев», и Волк с Зайцем из «Ну Погоди!». К сожалению, у многих при слове «Танго» первым делом всплывают «розы в зубах» и прочие безобразия. С образом Танго порой дело обстоит настолько плохо, что автор этих строк до сих пор не может забыть историю, как на урок как-то приехала съемочная группа одного из центральных телеканалов и недоумевала, «когда же уже вы будете делать быстрые страстные движения?».
Еле выгнали…
Да, с образом у Танго — беда. В лучшем случае вспоминают Астора Пьяццоллу (который, бесспорно, много сделал для популяризации Танго по всему миру, однако всю жизнь старался отмежеваться от своих корней, и вообще откровенно недолюбливал танцоров Танго.) Еще вспоминают бессменный образ Аль Пачино из «Запаха женщины» и даже Арнольда Шварценеггера в фильме «Правдивая ложь».
Может быть, это в чем-то связано с тем, что среди желающих начать заниматься Танго женщин сильно больше, чем мужчин.
Автор не очень любит слово «менталитет», однако в этом плане в Аргентине есть своя специфика. В частности, в текстах песен танго часто упоминается в различных формах слово «плакать», по контексту связанное с сильной половиной человечества.
У нас же все знают, что «мужчины не плачут». И не танцуют. Не мужское это дело. «Так принято».
Однажды один мой французский коллега в ответ на подобную жалобу возразил: «А что может быть более мужским делом, нежели обнимать женщину?».
И правда, что?
Может быть, это от того, что в общественном сознании почему-то путаются понятия «обнимать» и «демонстрировать страсть»?

В Москве Танго появилось совсем недавно, в конце 90х годов XX века; и пусть масштабы увлечения этим танцем пока не столь велики, можно уверенно отдать столице России ведущую роль в этой отрасли относительно других городов СНГ. В Москве практикуют больше 20 школ. Наша школа, ”GoTango!” — пусть и не самая старая (просто одна из), но зато одна из самых опытных. В Москве не так много пар, преподающих вместе на протяжении более пяти лет в объеме 12 и больше уроков в неделю.
Само слово «школа» в данном контексте значит не только место, куда люди приходят учиться танцевать, а и «клуб», объединяющий единомышленников, организующий совместные поездки, отмечание праздников итд.
Также в Москве регулярно проводятся семинары зарубежных маэстро и фестивали Танго, по масштабу порой не уступающие ведущим мероприятиям Европы. Полгода назад мы запустили проект «Кино про Танго», периодически устраивая показы документальных и художественных фильмов по тематике с русскими субтитрами.
К сожалению, большинство из этих мероприятий живут только благодаря усилиям отдельных энтузиастов, что сильно сужает осведомленность о них широкой публики.
Большинство преподавателей танго в силу разных причин совмещают занятия любимым делом с основной работой, лишь немногие занимаются этим профессионально. Хотя уровень преподавания некоторых московских учителей на мой взгляд зачастую выше иностранных преподавателей, приезжающих давать мастер-классы.
Самое же «больное» место танго-сообщества — организация милонг (вечеров, где танцуют Танго). Практически невозможно снять зал (к которому есть ряд особых требований — не каждая площадка подойдет) в клубе иди кафе на коммерческой основе. Приходится как-то ухитряться договариваться с владельцами и существовать «на птичьих правах».
И мечтать о собственном «Доме Танго».

В чем же секрет привлекательности Танго? Почему в сравнительно небольшой срок буквально воскресший из небытия танец становится столь популярным, причем в масштабах планеты?

Автор не раз задавал себе этот вопрос.
Почему-то на ум приходит слово «честность». Танго — честный танец. Когда двое танцуют, прижавшись друг к другу в близком объятии, — сложно что-то утаить, невозможно лицемерить. Это принято описывать «социальностью» танца.
Танго пара танцует «друг для друга». В Танго нет необходимости работать на публику, на милонге нет зрителей, только участники. Здесь нет соревнований (любые попытки их устроить вызывают только горькую иронию), да и как соревноваться? Кто «круче», Моне ли Ван Гог? Вы что-то слышали про чемпионат мира среди художников?
В Танго, например, есть шоу-выступления, но лишь как инструмент маркетинга, как кто, что позволяет привлечь новых учеников, а не как самоцель.
Автор глубоко убежден, что дух (и популярность) Танго находятся всецело вне спортивной плоскости. В жизни, и это — здорово, и так есть много места для спорта.
Но там же так хочется чтобы было место для нормальных человеческих отношений.
И здесь Танго, дитя злачных районов Буэнос Айреса и Монтевидео, становится скорее символом.
Символом танца.
Ведь Танец — это не только то, что «на льду» или «со звездами».
Цирк, Кино, Театр, Эстрада (да и Спорт — туда же) — есть много культурных «отраслей», где предлагается быть зрителем, смотреть, сопереживать.
Но мне кажется, что не менее важно, чтобы у каждого была возможность (и потребность) сделать что-то самому. Нарисовать. Сочинить. Станцевать.
Вряд ли «Танец» потянет на «национальную идею», но он (именно как танец, как то, что объединяет двоих, как инструмент самовыражения, как творчество, ) способен на многое.
Танго — оно изначально существовало в нескольких ипостасях.
Как Музыка — чтобы слушать.
Как Танец — чтобы выразить свои чувства под эту музыку.
И как Культура — определяя, что есть «добро» и «зло»; проповедуя определенные человеческие ценности. Любовь, Нежность, Грусть, Чувственность, Искренность — у них нет «срока годности».

Вячеслав Иванов
http://forum.gotango.ru/go.php?https://tango.uz/www.gotango.ru
оригинальная ссылка http://forum.gotango.ru/tango/topic14284.html
сокращенный вариант статьи вышел в журнале «Экономика мегаполисов и регионов» (номер 38 за апрель 2011) http://www.gotango.ru/Article_tango.pdf

Добавить комментарий