Что значит танцевать музыкально

Не каждый может слышать ритм танго, ритм нуэво, ритм милонги. Очень редко проблема в ритме. Есть психологическая вещь, называемая несение (entrainment), врожденно присущая всем нормальным людям и естественно позволяющая им синхронно совпадать с повторяющимися музыкальными фигурами. Это плохо работает, когда слушаешь невнимательно, сосредотачиваясь на других вещах (как правильно танцевать и пр.). Оно также не сработает, если ты слушаешь неправильные вещи, типа тарелку вместо инструментов, которые держат ритм — а ведь под них движутся ваши ноги. Чтобы танцевать, не нужно иметь отличное чувство ритма.

Все, что надо делать — обучиться ведению и танцпозициям ног настолько хорошо, чтобы ты мог слушать музыку во время танца. Поднять басы и прибрать верхние частоты — хорошее подспорье на тренировке. Это помогает им научиться как раз тому, что нужно слушать. На барабанной установке происходит так много, что некоторые просто не осознают, подо что мы танцуем. Попробуй похлопать под музыку заодно с учащимися. Используй сначала не быстрые и медленные, а простые четверти. Если они не могут держать долю, пусть практикуются несколько дней одни, пока не научатся.

Некоторые люди более осязательные, чем слуховые, и для них может оказаться полезным дергать телом или плечом в такт музыке, и пусть они стучат ногами или хлопают руками или по столу. Это введет их в начало дополнительным физическим сигналом, усиливающим слуховой сигнал. Я прошу народ сколько можно слушать радио, и обычно стучать долю ногами, или по рулю в машине, или хлопать бит, неважно, чтобы пытаться отрабатывать слышание ритма.

Всего 15 минут такой тренировки часто бывают эквивалентны часу наблюдения. Когда они сумеют слышать долю, пусть выстучат ритм танца (ББММ-«быстрый-быстрый-медленный-медленный» и т.д.) Как только он стабильно сможет хлопать Б и М, пусть попробует так пройти. Шагай так непрерывно, гостиная будет слишком мала. Пускай он попробует это на улице во время ежедневной прогулки. Потом можно двигаться по комнате, не волнуйся насчет места. Ходи кругами: назад, вперед, на месте, комбинации из них. В классе лучший способ заставить студентов танцевать в ритме — это считать ритм должным образом, в то время как музыка играет. Подавляющее большинство новичков, из моего опыта, отчаянно хочет танцевать под счет преподавателя.

При тренировке та уроках танго, 1) Если новичок — партнерша, будь сдержанным в том, что ведешь. А если новичок — партнер, прими то, что будешь следовать очень простому танцу. Танцевать очень простые основные фигуры намного приятнее, чем биться со сложными, когда один из партнеров едва слышит долю. 2) Возьми более медленную музыку для танца. Это, может, не так захватывающе, но гораздо удобнее для партнера-новичка, и гораздо вероятнее, что он разовьет хорошие танцевальные привычки.

У некоторых партнерш трудности с выбором времени, особенно в основном шаге, даже при том, что у них никаких неприятностей с вальсом. На всякий случай если кому-то из партнерш интересно, почему иногда мы, партнеры выходим из ритма, чтобы спасти вас от опасности, о которой вы не догадываетесь. Иногда такие действия вызывают небольшую потерю равновесия. Комбинация выхода доли и равновесия может заставить нас стать мешками на такт-другой, пока мы вернемся в ритм. Мы Партнеры очень ценим навыки вас, Партнерш, которые следуют нашим кратким мешковатостям без жалоб или ведения назад. Всякие вещи случаются. Могут случится вещи и похуже.

«Я всегда буду благодарна мужчинам, пригласившим меня танцевать. Они ведут, прилагая все свои способности. Я следую изо всех сил. Я сознаю, что законченная, совершенная партнерша должна уметь следовать ВСЕМУ, что он ведет, даже если не в такт. Но… я не так хороша. Если он сбился, а музыка кричит мне, например, та-та-та, я намеренно лоханусь, извинюсь и подожду, что он все сгладит. Я, смеясь, приму вину, и удостоверюсь, что теперь он начнет вовремя. Как бы подковерный маневр, но вежливый. Зло? Может быть. Но так или иначе я открыто признаю, что не могу неопределенное время следовать вне ритма. Я не могу понять, почему некоторые мужчины застревают в фигурах как в ловушке. Похоже, единственный способ заставить их признать необходимость перемен, это самореализация. Иногда надо только продолжать следовать, пока он не поймет, что что-то не так. В конце концов, ведение именно на нем».

Все еще не слышишь? Попытайся отличить мелодические инструменты (скажем, соло сакса или гитары) и барабанами. Иногда разные инструменты (работая все вместе) соединяясь, делают единый ритм. Запутано? Для некоторых. У некоторых музыкантов это есть, у некоторых — нет. Некоторые танцоры имеют это, некоторые нет. Похоже, хорошие музыканты и танцоры редко ломают голову над анализом этого, потому что они это просто чувствуют. Дюк Эллингтон сказал: «Если нет свинга, то это ничего не значит» (It Don’t Mean A Thing If It Ain’t Got That Swing) в одноименной пьесе, и он подразумевал чувство, а не танец.

Учась танцевать, танцоры заняты подсчетом про себя, чтобы остаться в ритме, пытаясь запомнить позиции ног, стараются слышать слабые доли и т.д. И считать любым другим путем — это только излишне путать их. Пусть это здорово для изучения фигур и размещения ног, если ты очень буквально следуешь этим инструкциям, ты будешь смотреться деревянно или механически. Когда выходишь танцевать, нужно танцевать «под музыку»!

Выдели ритм танго, который они должны слышать в песне, и объясни ритм в терминах лительностей нот. Выделение ритма очень эффективно: удивительно мало людей имеют какое-то знание музыки, и разбивка музыки на длительности нот потеряна для них. В танце не-музыканты/не-танцоры часто начинают танцевать с прямым подразделением 1 И 2, независимо от того, что делает музыка. Возможно здесь дело в физической координации. Они могут думать по-свинговому, но их большие ножные мышцы справляются только с ровными половинами (1/20). Поэтому чрезвычайно полезная техника обучения, когда учащейся столкнется с трудностями, пытаясь определить «долю» как точный момент вовремя. Реальный барабанщик — это не драм-машина, и продолжительность между ударами но точно ровно в ритме. Плюс, другие музыканты/певцы по-разному будут интерпретировать свои собственные партии по отношению к ударнику.

Определение «шага» еще более проблематично. Нога танцора движется, как и его тело. Эти движения не могут произойти мгновенно по законам физики; нужно начать двигать ногу в определенный момент времени, затем опустить ее на пол и перестать двигать ею в другой момент времени. Однако танец — это на самом деле перемещение тела, а не только ног. В некоторых танцах сначала движется нога, тело начинает двигаться затем. В некоторых танцах — наоборот.

Как только появляется больше опыта, тебе надо решить, танцевать ли перед долей, на доле, или позади доли. Для быстрых номеров может пожелать танцевать впереди доли, чтобы придать танцу своего рода настойчивость и драйв. В среднем темпе ты, возможно захочешь танцевать стиль песни, темпа, аппаратуры и даже лад (мажор, минор, дорийский и т.д.) песни может играть большую роль в том, какие движения, экспрессию и размер захочет показать танцор. Большинство танцоров не хотело бы танцевать одинаково под «Sweet Georgia Brown» и «Mister Sandman» даже при том, что обе обычно исполняются в ритме свинга и в одинаковом темпе. Искусство не может быть заключено в формулу. Это — дело индивидуума.

Выбор времени обычно судится относительно момента времени, которое тело танцора указывает действие. Глядя на ноги танцора, часто это момент, когда они передается вес ноге. Это также обозначено во всем теле хорошего танцора — завершение некого телодвижения, подчеркивающего музыку, возможно посадка плеч или повороты головы. Опытный наблюдатель может легко сказать, гонит ли танцор или отстает под намного более тонкие деление чем полудоли. Иногда даже лучшим танцорам снижали оценки за «выбор времени», хотя они совсем не выбивались из ритма — они были слишком далеки от «чувства» музыки на том едва ощутимом, субдольном уровне. Дело не в том, как записана нотами музыка, это — не чисто математическая вещь, это — ощущение. Есть чувство «протяжения», которое меняется в продолжение танца. Это протяжение меняется по ходу фигуры. Посмотри видео лучших танцоров без звука и попробуй увидеть музыку в них. Если сможешь почувствовать музыкальные тонкости без звука, их выбор времени хорош (как и их танец!)

Партнер диктует, где находится доля, и партнерша должна принять это. Как известно, не каждый имеет чувства ритма и выбора времени, которые соответствуют нам остальным или тому, что записали музыканты. Когда это происходит в танце, партнерше следует принять интерпретацию партнера. Действительно возможно передавать выбор времени через связь, которую имеют танцоры — настолько, что можно танцевать даже с глухим партнером!

Ритм, выбор времени и место доли — это то, что говорит Партнер! Если опытный партнер местами слегка вне доли, он, вероятно, нарочно «штрихует» музыку, и ему надо просто следовать. Однако с неопытным партнером помощь остаться в ритме (когда он начинает «плавать») очень полезна.

Основной выбор времени надо изучать в танцзале настолько рано, чтобы человек знал это довольно хорошо; сложный выбор времени — иногда дело вкуса. Когда я следую, я фокусируюсь на том, что делает партнер. Очень хорошая партнерша может делать это и сплавить выбор времени и интерпретацию партнера со своей музыкальной интерпретацией. Часто (ведя) я горжусь, что меняю выбор времени связки, чтобы соответствовать музыкальной фразировке: моя партнерша не только прозевает то, что мы попадаем во фразировку, но даже не сообразит, что я поменял выбор времени фигур. У нее есть другие вещи для волнения (что, черт возьми, он поведет теперь?). Обычно она замечает, когда я меняю выбор времени, но не всегда. В любом случае, женщине приходится иметь дело с мужчинами, который абсолютно не в ритме на социальных танцах, альтернатива типа этой нисколько не встревожит хорошую партнершу на социальных танцах.

Я был как-то в мастер-классе, где тренер сказал, что выбор времени при переносе веса в пределах 2-дольного «Медленного» зависит от характера танца; что в танго, быстро стремится перенести вес в начале 2-дольного «Медленного»,

Музыка и танец танго имеют как счет, так и ритм. Некоторые танцы имеют больше ритм, некоторые — больше счет. Однако чтобы танцевать его очень хорошо, надо знать как счет, так и ритм. Новички всегда сначала должны изучить счет. Партнерши должны научиться ритму, а не счету. Счет зависит от того, что ведется, и партнерша не может знать заранее, что ведется. Партнерши должны «выстроиться из» счета. Если бы они это не делали, они бы вели. Из чего они не должны выстраиваться — это ритм. Партнерши должны учиться считать. Точка.

Что касается выбора времени, парный танец вольным стилем — это чистое ведение-следование. Любой, обученный основам партнерства (тонус руки и т.д.) должен быть способен «вести» партнершу в случайные, импровизированные, вдохновленные шаги и фигуры. Разве это на самом деле не то, к чему многие из нас стремятся: знать условности настолько хорошо, чтобы знать, когда выйти за них? Не это ли, в некотором смысле, подлинный танец?

Если вы танцуете тангоради удовольствия, слышать и танцевать под музыку будет еще большим удовольствием. При этом часто слышатся благодарные отзывы также от дам. По моему ощущению, женщины «слышат музыку» лучше мужчин, но они завязаны: следуют тому, что ведет парень. Когда ей достается партнер, умеющий слышать фразы и делать нечто соответственное под них, ей это гораздо больше нравится. Если ты хочешь быть конкурентоспособным, слышание музыки и танец под нее, по крайней мере, придаст тебе привкус.

Многие танцоры не придерживаются музыкальных фраз. Большинство мужчин слишком заняты мыслями о шагах, чтобы беспокоиться об этом. Хотя это можно сделать. Например, поскольку большая часть неклассической музыки по структуре очень предсказуема, то даже с ограниченным репертуаром шагов в нее относительно легко вставить рутинные ходы, которые подходят фразировке.

Но с опытом начинаешь действительно танцевать танго. Шаги становятся только алфавитом, но не языком. Бальники изучают фигуры и навыки партнерства, балетные танцоры делают работу у станка, танцоры джаза и модерна все изучают свои каноны движений. Но танец располагается не в словаре. Танец — это все показ и исследование музыки. Хороший танцор — как музыкант, импровизирующий в соло, иногда играющий неукрашенную мелодию, иногда играющий с контрастирующими ритмами и контрапунктами, но всегда в тональности целой песни. А иначе, какой смысл? Можно интерпретировать музыку, выбирая фигуры, соответствующие ее фразировке, или давая иное толкование фигурам в зависимости от музыки. Танец, сделанный с музыкой смотрится лучше.

В парном танце танго, и свинге в особенности, есть места для импровизации и экспрессии. Собственно, в этом весь смысл танца. Все шаги только обеспечивают структуру, на которую «вешают драгоценности», как говорит Ребекка Шулман. Через какое-то время надо уже концентрировать все внимание не на шагах, можно освободить воображение и энергию. Став совершенным танцором, когда ум и тело научились что, как и когда делать, ты имеешь значительную свободу самовыражения, неважно мужчина ты или женщина. Сиди и наблюдай. Свинговые танцы — это такое же удовольствие, как быть на полу. Все делают одно и то же, и никто не похож на другого. Почему? Ведь каждый танцор выражает танец как индивидуум. Когда индивидуумы меняют партнеров, то, как представлен танец, может измениться столько резко, что не верится, что это тот же танцор, которого ты видел 3 минуты назад. Разнообразие ограничено общим количеством танцоров, партнерством, музыкой и волшебством.

Чем более опытным ты становишься, тем больше танец танго начинает походить на общение, и меньше — на физическое движение под музыку. В общении фразировка влияет на значение. Если 6-дольное движение заставляет тебя считать только 30 из 32-дольной фразы в песне, опытные танцоры обычно обращают внимание на разницу в 2 доли. Тогда любым из партнеров вставляется синкопирование на 2 доли, и это многое добавляет к физическому выражению музыки и положительному взаимодействию пары.

Танцевать под пики и провалы и входы и выходы музыки — это то, чем и является весь танец. Танец — это физическое выражение играющей музыки в пределах способностей танцоров в данное время. Фразировка — это только один аспект ощущения музыки, но один из наиболее измеримых.

Некоторые люди, похоже, имеют естественное чувство фразировки. Я не думаю, что оно действительно врожденное — это, скорее, способность соединиться с музыкой на уровне, не требующем никакого сознательного усилия. Я вижу многих социальных танцоров, которые весьма хороши в этом. Очевидно, что некоторые были обучены попадать в брейки, но некоторые — только в такт музыке.

Я нахожу, что интерпретация музыки танго легче, если я пою с ней (внутри, конечно). Считать для понятия о том, где ты находишься в малых и больших фразах, это слишком трудно, и это нивелирует индивидуальность конкретного исполнения (записи) песни. Я знаю стольких конкурсантов, которые, как только уходят с пола, не могут сказать, какая играла песня. Они никогда не слушают песню — только долю. Я нахожу, что танец приносит меньше удовольствия, и что движение выглядит очень бесплодным, если мы только считаем.

Слушай больше музыки, когда ты вне танцпола и не думаешь о танцах, пробуй петь с ней. Попробуй понять, где пункт и контрапункт, «зов и отклик» и т.д., попытайся понять характер не только слов куплетов, но также и мелодические линии. Как только почувствуешь, где ты находишься в песне, это подскажет тебе на подсознательном уровне, когда будет конец куплета. И это — все, что требуется.

Давайте приведу пример связанной способности. Предположим, что я читаю тебе 2-ю строку лимерика — почти любого лимерика. Вероятно, ты сразу поймешь, что это вторая строка. Почему? Из слов будет ясно, что это не начало и не конец строки; число слогов укажет, что это не 3-я и не 4-я; и все расставит интонация, с которым эти вещи обычно произносятся. Теперь, быстро. Знаешь, сколько слогов будет там до конца? Нет, если не остановишься и подумаешь. А если я начинаю рассказывать лимерик с начала, к моменту, как ты слышишь 2-ю строку, ты будешь иметь представление о темпе, с которым я говорю. И скорее всего, инстинктивно будешь иметь ощущение, когда он закончится. И ты только по интонации знал бы, когда неизбежен конец. Обрати внимание, что нет нужды знать лимерик заранее, чтобы суметь это сделать. Такого же плана вещи происходят и с музыкой. И аналогичное случается на подсознательном уровне. Наиболее популярные песни пападают в одну из приблизительно 4-х разных структур, которые также стандартны, как лимерики — куски, которые одинаково распознаваемы, даже после первого слушания. Если ты знаешь, что слушать.

Овладение этим — дело весьма индивидуальное. У некоторых уйдет много времени на приобретение этого навыка — что же, у некоторых уходит много времени, чтобы сообразить, что такое «доля», не говоря уже о том, чтоб ее слышать.

В первых 4-х тактах каждого припева (помни, можно обмануться: последующий припев может идти со слегка другим брейком или вообще без него). Когда есть несколько вариантов, и ты не знаешь песню, надо просто навострить уши в 1-м припеве, и увидеть, куда именно попадает брейк, если он есть. Начинай делать это с песнями, которые ты столько слышал, что уже запомнил. Помогает, если, в то время как танцуешь, ты отслеживаешь то, где находишься в музыке.

Для танцев, которые не выравниваются с музыкой, попробуй в куплетах следующее. Основные пивоты с дамой, поворачивающейся в конце фразы, если это хорошо выравнивает, а возможно променаду с вариациями во время следующего вокала, и так далее.

После того, как научишься слушать, надо решить, что с этим делать. Один способ — ничего не делать. Однако, замереть — это только начало. Любой может замереть, но арсенал фигур полон множества замечательных вещей, которые могут более творчески заполнить музыку. Замирание быстро становится клише, особенно в песнях с большим числом пауз (например, в конце каждого куплета и припева), регулярных как часовой механизм. Очевидно, слишком многим людям объяснили, что попадать в музыку всегда означает замирание. «Попадание» в музыку правильнее называть «признание» музыки. Хороший тренер однажды сказал мне: новичок останаваливается в ходе паузы в музыке, но опытный танцор подтверждает ее. Он или она «играет» с музыкой. Можно синкопировать, замереть в позе, поцеловать партнера или сделать все, что навевает музыка или настроение. Только не останавливайся, как мертвый. Ты хочешь выразить факт, что признаешь паузу и как-то самовыражаешься под нее.

Есть некоторые другие средства выражения в танго:

Подчеркни последнюю долю
Закончи интересное движение (типа вращения)
Ожидай ее так рано, чтобы войти в позицию и сделать нечто выдающееся в ее ходе:
Синкопирование
Вращение или
Подъем
Закончи движение, когда заканчивается пауза или раньше.

Используй паузу, чтобы подготовить потрясающее движение после нее.
Все хорошие танцоры, свинга или другие, соглашаются, что нужно «стать» музыкой, а не только танцевать под нее. Глухой должен посмотреть на вас и суметь понять музыку, не слыша ее. Вообще, если ты не делаешь ничего, кроме фигур, ты — не очень хороший танцор, независимо от того, как замечательна твоя поза и как сложны твои фигуры. Чтобы быть хорошим танцором, надо уметь приспособить свои шаги под настроение музыки, и превыше всего, ИГРАТЬ СО СВОИМ ПАРТНЕРОМ. Если есть конфликт, где один человек акцентирует фразировку, а другой — счет, то кто сможет приспособиться, тот и должен.

Добавить комментарий