Грасиела Гонсалес — одна из наиболее ярких представительниц нового поколения милонгеро, известная своей способностью интегрировать новые идеи в танго-салон. Грасиела много лет занималась исследованием движения тела в танце и изучала структуру танго. Результатом этой работы стала уникальная система обучения, основанная на естественности движений, постановки корпуса, использовании мышечной памяти. Ее методика позволяет студентам, через понимание механики движения своего тела, достичь более высокого технического уровня и постепенно выработать собственный стиль.
Грасиэла провела множество мастер-классов по всему миру — в Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Голландии, Бельгии, Италии, Израиле, США, Бразилии и Чили. В 1996 году она основала международную группу преподавателей («Group of profs»). Обмен опытом среди преподавателей разных стран позволил довести ее методику до совершенства.
Я хочу предложить вашему вниманию два интервью с Грасиелой Гонсалес.
Автор первого интервью Джекки Линг Уонг.
Интервью с Грасиелой Гонсалес у нее дома. Я встретил ее в конце фестиваля Эль Пульпо. Тара, Лус, Грасиела, Джери и я говорили о разводах… да разводы. Это случается, когда независимые женщины собираются вместе.
Сначала она показала мне фотографии Пупи и расказала что 20-ого декабря, Пупи исполнится 70 лет. Она собирается сделать видео из всех старых фотографий. Потом она напоила нас с Ронни кофе и сумела заставить нас почувствовать себя очень желанными гостями. Грасиела обворожительно улывалась и была очень добра.
В: Когда Вы начинали танцевать? Почему танго? Кто были Вашими учителями?
Грасиела: Я начала в 1988-м. Мои родители танцевали Танго, но мой отец никогда не хотел учить меня, хотя я очень хотела танцевать с ним. Мои родителей теперь уже нет, но они ЗНАЛИ, как танцевать танго. Они были плоть от плоти старшего поколения. Если бы они были живы сегодня, то им было бы по 80 лет. Они жили в золотой век танго.
В: Когда Вы говорите, что они «знали», Вы подразумеваете манеру … качество?
Грасиела: Когда они были молоды, единственная музыка, которую они слушали по радио, была танго. Чтобы жениться, они должны были уметь танцевать. Это было «в» музыке того времяни … танго и джаз.
В: У кого же Вы учились?
Грасиела: В культурном центре около моего дома, группа учеников Густаво Навейры организовывала практики по субботам. Я увидела объявление, и пошла, поскольку это было недалеко от дома. В первый же день я танцевала почти 4 часа и с того самого дня, я никогда не прекращала танцевать. Это было в 1988 году (18 лет назад) … 9-ого января.
В: кто еще был тогда популярен? кроме Густаво Навьеры?
Грасиела: Пупи Кастелло, Пебито Авельянеда, Антонио Тодаро …. популярными были более старшие. Густаво был одним из молодых людей, который преподавал. Он был выскочкой …, он делал что-то другое, не как все.
В: А женщины?
Грасиела: Когда я начинала более популярны были преподаватели мужчины. Я была помощником милонгеры, Алехандры, которая была, наскольку я знала, единственной женщиной, которая давала уроки. Она была очень сильной женщиной.
Женщины сопровождали мужчин, но они никогда сами не были звездами. Мигель Бальмаседа тоже был чисто мужским препадавателем. Так что занятия были адресовны мужчинам, лидерам. Женщины обучались только танцуя. Все преподавание сводилось к обучению мужчины. Это обычный способ преподавать Танго.
В: Как Вы изучали женскую роль?
Грасиела: наблюдая за старыми милонгерами. Большинство из них уже нет.
В: У кого и чему Вы учились?
Грасиела: Сначала я обращала внимание на ноги и манеру ходьбы. Не на кого-то конкретно, я просто смотрела на всех и каждого, и потом я танцевала. Я танцевала без украшений, потому что все мужчины очень разные. Они танцевали очень хорошо, и я чувствовала, что делать украшения было бы просто неуважением к ним…. Поскольку у меня не было времени, чтобы подумать о выполнении украшений. У Каждый мужчина имел свой собственный мир, который он сам создал, в котором он танцевал, и я хотела открыть этот мир в танце с ним. Кто-то, кто учился в `80-ых, прошел целый ряд этапов в своем танце.
наблюдать …, быть приглашеной… зарабатывать право находиться на танцполе. Так было у всех нас, тех кто начал тогда. Нас всех называли уменьшительными именами… Мигелито, Граселита…
В: С кем Вы начинали танцевать?
Грасиела: я начал танцевать с Пупи на конкурсе. В 1998. Пупи пригласил меня танцевать на практике, и в тот момент как раз проходил конкурс. Он сказал, «давай потанцуем на этом конкурсе». Я не знала, что он был очень важной персоной, и я сказала «хорошо». На том конкурсе мы были вторыми. На следующем стали первыми. Конкурсы были на разных милонгах. Это был такой стиль.
Мартита танцевала с Petroleo и иногда с Пупи. она была удивительной. Маленькая и тоненькая и она сделала фантастические украшения. Пупи учил меня украшениями, которые использовал Мартита. Она была удивительная… маленькая и тонкая.
Маргарита, другая милонгера, все еще жива. Ей приблизительно лет 70 и она все еще танцует в клубе Сандерленд. Другими именами были — Ла Руса и Ла Галлега «Адела», Ла Тана…
В: …, почему так много женщин, известны только по прозвищам?
Грасиела: у женщин были только прозвища, а мужчины могли иметь и имя…. Эль Качефаз и Карменсита. и Хуан Карлос Копес и Мария Невес (Невес кстати это не фамилия, а ее второе имя). Милена Плебс стала первой женщиной, вошедшей в историю танго с полным именем. Она и изменила историю женщин в Танго. Ей приблизительно 44 года.
В: Раскажите что нибудь о тех милонгерах.
Грасиела: Маргарита говорила, что, когда она не танцует, она себя плохо чувствует. Эти люди хотели танцевать до самой смерти.
В: … а вы?
Грасиела: нет
В: Почему?
Грасиела: я полагаю, для нового поколения, Танго — это элемент, но это не единственная вещь в жизни.
В: Вы часть нового поколения?
Грасиела: Я — часть поколения 80-ых. Я — часть того поколения. Например, в прошлом году когда случился пожар, и все милонги закрыли больше чем на месяц, Гильермо эль Тано не знал, что сделать со своей жизнью. Он был полностью подавлен. Место, которому он принадлежал, было закрыто. Как и для многих людей того поколения, милонга — их жизнь. Его прошлое? Он жил в течение долгого времени в Канаде. Он танцевал милонгу траспи, но жизненные неурядицы его сильно изменили.
В: Как Карлос Гавито?
Грасиела: Да …, но это в большей степени про мужчин, потому что у женщин есть дети и внуки. Так для некоторых людей, милонга — все, что есть. Я люблю встречаться с друзьями, читать книги…
В: Можно ли сказать что причиной того, что новое поколение подругому танцует является, то что мужчины больше вовлечены в семью?
Грасиела: Да. С новым поколением это 50 на 50. Как в танце так и вне танца.
В: Женщины — сильнее?
Грасиела: … женщины намного больше учавствуют в жизни вообще. Пары не разводились раньше, а теперь мы часто видим что как пары расходятся, этого почти было в старшем поколении.
В: Что изменилось по сравнению с теми временами? в обществе? в людях?
Грасиела: Много чего. Одежда — раньше Вы должны были одеватся элегантно… мужчины, должны были носить жакет и возможно галстук … женщины не носили штанов. А теперь это нормально.
Потом экономика. После танго шоу «Танго x2″ с Мигелем Зотто и Миленой Плебс, начали танцевать более молодые люди. Они были не очень хорошо обеспечены, и приходили одетые как могли. Это не милонга изменилась, это изменилась экономическая ситуация в стране.
Традиции стали более мягкими.
В: Традиции?
Грасиела: Кабесео, женщины танцующие вместе, отсутсвие кортин в некоторых местах, и даже линии танца. Теперь это — хаос, потому что все открыто для всех уровней танца. Вы не зарабатываете свое право танцевать. С одной стороны, это хорошо, потому что молодые танцуют, но с другой стороны, это может быть полный бедлам.
Появилось намного больше больше иностранцев чем прежде. Почти 50% теперь на большинстве милонг — иностранцы.
В: Они изменили танец?
Грасиела: Нет .. сначала, они были из Голландии и Германии и Соединенных Штатов. Теперь отовсюду.
В: Я видел видео Вас танцующий на чём-то дне рождения. Возможно с Пупи и еще я видел видео когда Вы говорили о роли женщин. Действительно ли Вы впервые заговорили о том что касалось женской роли? Это касалось украшений? обучения женщин?
Грасиела: Да я была первой. Я создала первый курс техники для женщин в Ла Галере Танго. Владельцами были Гавито, Эдуардо и Глория. Они пригласили меня делать что нибудь в Галерее. Я уже давал уроки с Пупи так что если бы я начала давать уроки с другим мужчиной, это положило бы конец моим преподавательским отношениям с Пупи. Так что мы создали первую практику, с исключительно женщинами преподавателями. Марта Антон, Вероника Альваренга, и я. Посещали и женщины и мужчины. А затем, помимо этого, в 1994-м появился первый класс женской техники.
В: Что Вы преподавали?
Грасиела: преподавала то чему научилась сама… баланс, отношение, качество ходьбы и украшения. Только для женщин.
В: Какова была реакция сообщества?
Грасиела: Гавито и Эдуардо думали, что это была хорошая идея. Cтарые-старые милонгеро, не могли понять, почему женщины должны чему-то учиться. Маргарита тоже считала это хорошей идеей.
В: Вы и водили?
Грасиела: да — все трое… Марта, Вероника и я.
В: Как Вы определили бы ваш фирменный стиль? вашу подпись? особенность?
Грасиела: Хорошие ноги.
В: Какой момент в танго был для вас наиболее особенный ?
Грасиела: Каждый момент — особенный…, потому что они имеют отношение к моему росту … моему развитию. Хоть погодите… в первый, когда раз я приехала в Соединенные Штаты в 1985 в Стэнфорд. Это было начало моего первого класса, и кто-то спросил меня, » а Грасиела Гонсалес уже приехала?»…, это был класс из 80 человек. Это был очень эмоциональный момент. Я подумала «что-же я здесь делаю?»… но после того как люди там поверили мне, я почувствовала себя лучше. Я была первой женщиной, которая одна давала классы в Стэнфорде и я получила там восторженные отзывы.
В: Каково это было — работать с Пупи, Гавито, Дэниелем Треннером?
Грасиела:
Пупи — это яркая индивидуальность и он был моим учителем.
Гавито — друг. Я приехала как то раз на фестиваль в Нью Йорк .. Я хотела спать, устала. Мне сказали , «Пойдемте с нами, … давайте выпьем». Это был сорприз, Гавито ждал меня.
Дэниел Треннер — это первый человек, который привез в Буэнос-Айреса группы из Соединенных Штатов .
В: Куда танго идет?
Грасиела: эстетически танго изменилось, но структурно в нем нет ничего нового. Женщины теперь имеют намного более эстетическое участие. А такие вещи как волькады например, были и раньше.
В: Вы можете описать как ощущается идеальный танец?
Грасиела: Это — ощущение поездки. Это не имеет какое-либо отношение к форме Танго. Это может быть только прогулка …, путешествие… или много фигур, но это зависит от самых различных обстоятельств.
Связь — это самое важное. Если нет никакой связи, нет никакой поездки. Это только отработка… ничего больше.
В: У вас есть какой-нибудь совет для тангеро и тангер?
Грасиела: многие старые милонгеро не путешествуют и не дают регулярные классы, так что я бы посоветовала, брать у них уроки прежде, чем они умрут.
Например — Пупи Кастелло, Маргарита Гуилл, Эдуардо Пареха в Эстюдио Ла Эскине
Второе интервью было сделано для танго-журнала El Farolito (перевод Оксаны Рапановой).
Как вы начинали?
Г.Г. Я начинала танцевать в 1988 году в клубе «Gricel», который на тот момент выглядел совершенно иначе и был больше похож на «La Catedral». В первый раз я вышла на милонгу с отцом, просто потанцевать. Мой отец был милонгеро и очень надеялся, что я выберу другую стезю и стану доктором или адвокатом, но никак не танцовщицей танго. Мест, где можно было взять уроки или попрактиковаться было очень мало. Известным местом был Каннинг, где танцевали Мигель Бальмаседа, Пепито Авежанеда и Тодаро.
На тот момент я работала преподавательницей в начальной школе. На одной из танго- практик случайно познакомилась с Пупи Кастелло. Он был одним из лучших и друзья посоветовали мне потанцевать с ним. Помню, что я подумала про себя: «Что это за толстенький человек, любитель так громко разговаривать». После практики он предложил мне поучаствовать в танго-конкурсе и я дала согласие. Мы выиграли этот и продолжили участвовать в последующих конкурсах.
Кто из нынешних звезд выделялся среди тангеро на тот момент?
Г.Г. Молодежи было очень мало — были Мигель Зотто и Милена Плебс, Пабло Верон, Джеральдин… Мы все чтили старших, ценили их знания, соблюдали правила поведения на милонге. Это позволило нам перенять бесценный опыт старых милонгеро. В то время было основано движение «TANGO X2», наиболее яркими представителями которого стали Копес и Мария. Потом туда же пришли Мигель и Милена. Они привнесли совершенно новую эстетику танго, что значительно повысило его популярность среди молодежи.
Что особенного было в том периоде?
Г.Г. Главное отличие было в том, что право носить танго-туфли, нужно было еще заслужить. Качество твоего танго должно быть соответствующим. Я ждала больше года, прежде чем купила свои первые туфли для танго. Нельзя сказать, что это было хорошо или плохо, это было ИНАЧЕ! Юная начинающая партнерша должна была быть готова в течение полугода проводить каждую субботу за столиком на милонге, прежде, чем ее начинали приглашать. К тому же нужно было еще приобрести право танцевать на конкретной милонге. Для этого требовалось много терпения, уважения к старшим и соблюдение кодов милонгеро (правил поведения, принятых в среде милонгеро).
Правила милонгеро имели такое большое значение?
Г.Г. Очень большое! В этих ограничениях я вижу больше свободы, чем в самой свободе. Например, гораздо вежливее и менее обидно для мужчины, если дама отказывает ему через кабесео, а не когда он уже подошел напрямую к столику. Для меня «кабесео» — это часть флирта, которая вызывает желание потанцевать с конкретным человеком, увлекательная игра. Я бы советовала преподавателям наряду с обычными классами, делать классы по этикету на милонге.
Что особенного есть в вашей методике обучения?
Г.Г. Например, в моей методике нет такой темы, как базовые шаги, но есть тема «как правильно вести и приходить в крест». Только после этой темы, я объясняю, что крест является частью базовых шагов. В этом случае, мои ученики не теряются на милонге, если не могут сделать базовую структуру до конца. Они чувствуют больше свободы, когда могут сделать ее частично. Конечно, базовую структуру удобно использовать и с аргентинской, и с французской, и с японской партнершей. Важно помнить, что не обязательно делать ее всю. Это практически нереально на милонге.
Что по-вашему значит хорошо вести?
Г.Г. Для меня прежде всего, партнер должен танцевать от сердца, даже если он ничего не умеет делать, кроме прогулки. Очень важно никогда не отделяться от женщины, не оставлять ее одну. Это первое правило всех великих милонгеро — всегда сопровождать женщину.
Что важно для хорошей партнерши?
Г.Г. Я преподаю женскую технику больше 10-ти лет и все эти десять лет я старалась научить женщин быть более присутствующими и активными. Это гораздо важнее, чем правильно делать очо вперед и назад. Свободная нога женщины принадлежит партнеру, он ведет ее. Партнерша не должна думать, куда поставить свободную ногу. Ужасно, когда две головы думают за одну ногу. Другая важная вещь — партнерша не должна быть напряженной.
Может ли женщина играть с партнером в танце?
Г.Г. Чтобы научиться этому, потребуется много времени. Я считаю, что эта игра должна быть чем-то спровоцирована, не должна быть на пустом месте, как самоцель. Она может быть вызвана музыкой или мужчиной, с которым вы танцуете. С одним я могу поиграть, с другим — нет. В танго, также как и в любви, есть возможность оставаться пассивным или брать на себя активную роль. Я верю в то, что танго существует, чтобы мужчина и женщина встретились.
Что за музыку вы любите ставить на занятиях?
Г.Г. На данный момент Пуглиезе, Пуглиезе и еще раз Пуглиезе. Я продолжаю поиски новой интересной музыки. Существует много талантливых композиторов. В обучении я стараюсь использовать музыку, отражающую все оттенки эмоций. В основном, это традиционное танго.
В чем основная идея танго?
Г.Г. Для меня танго — это прежде всего объятие! Если я не могу придти в полноценное объятие с партнером, я не могу с ним танцевать. Объятие очень зависит от культуры отдельно взятой страны. Именно поэтому я считаю, что каждый милонгеро должен хотя бы раз в жизни побывать в Буэнос-Айресе, чтобы понять, насколько отличается танго, когда вы действительно обнимаетесь и танцуете в объятии. Для многих это становится открытием.
Что больше всего впечатляет иностранцев?
Г.Г. Объятие и все, что из него следует. Для аргентинца это не проблема. Даже, когда мы разговариваем, мы прикасаемся друг к другу, также как, например, итальянцы.
Какие интересные наблюдения вы сделали во время путешествий?
Г.Г. В 1995 году все студенты больше внимания уделяли шагам. Сейчас стали обращать внимание на объятие, расслабленность и свободу в движении. Проще всего преподавать танго в Бразилии и Италии, а сложнее всего, пожалуй, в Германии. Ситуация все время меняется и общий уровень на милонге везде примерно одинаков. Это нормально, поскольку во многих странах, в частности в Европе и США интерес к танго был вызван шоу, такими как Tango Passion и Tango Argentino.
Другие практики помогают совершенствоваться в танго?
Г.Г. В наше время для участия в любом проекте требуется образование в классической хореографии. Возможно, это неплохо, но никак не является обязательным условием для танго. Ни Тодаро, ни Авежанеда, ни Маргарита никогда не брали уроков хореографии. С моей точки зрения, полезны такие практики как тай-цзи, йога, пилатес. Они делают мышцы более эластичными. Также не помешает театральное образование, поскольку в каждом танце есть элементы игры на публику.
Вы всегда улыбаетесь?
Г.Г. Я чувствую себя на своем месте, и эта мысль расслабляет и радует меня. А чем больше ты расслаблена, тем легче идти вперед.