Немало в Танго есть чудесных фигур и элементов с причудливыми таинственными названиями; глядя на их блестящее исполнение на сцене, на это кружево ног, в сердцах многих и загорается искорка, что перерастает после в пожар любви к Танго. Я же хочу повести речь о шаге. Точнее — о Шаге. В чем-то, Шаг в Танго — самое простое движение. И одновременно самое сложное. По глубине, по эмоциональному наполнению, по возможности выражения, по тому потенциалу, который скрывает в себе Шаг. И здесь нет противоречия. Лишь относительная «простота» и делает возможным говорить о Шагах, как о снежинках. Нет двух похожих. «Шаг» и «Простота» — два слова, отлично уживающиеся друг с другом. Настолько, что выражение «Танец на простых шагах» кажется чем-то само собой разумеющимся и с детства знакомым. Хотя за этим термином скрывается с одной стороны отказ от более технически сложных (и не всегда уместных на милонге, особенно в больших количествах) фигур, этот отказ ни в коей мере нельзя упрекнуть в ограничении свободы движения. Наоборот! Это выбор в пользу большего спектра вариаций, комбинаций шагов, большего многообразия, большей свободы импровизации, наконец! Парадокс в том, что «Танец на Простых Шагах» как раз простым и не является! Так в чем же сложность, спросит пытливый читатель? В Шаге. В его, с позволения сказать, качестве. Ведь Шаг (в Танго) — это не движение ноги. Делая, или лучше сказать «оформляя», шаг опрометчиво выпускать из виду и осанку, и положение рук, и расслабленность — перечислять можно долго! Я просто веду мысль к тому, что «шаг делается всем телом!» Хотя даже если говорить только про ноги — своя роль есть и у стопы, и у колена, и у бедра. И если роль Объятия — в том, чтобы передать некоторое настроение в паре, то от Шага зависит создание этого ощущения от движения! Показать мягкость или четкость, легкость или наполненность, томность или игривость. Сделать движение «громким» или «тихим» за счет одной лишь амплитуды шага. Танцевать подчеркнуто ровно и плавно или поиграть с динамикой. Замедлиться, растянуть шаг на половину музыкальной фразы или обыграть ускорение. Подключить к Шагу «дыхание» и то скользить по/над полом, например — парить в вальсе, то печатать шаг в милонге. Ведь, по большому счету, «танцевать» — это совсем не «делать определенные движения». Это намного сложнее. Допустим, в Танго и в Танго-Вальсе движения одни и те же; мы сняли свой танец на видео и показали его другу, без звука. Что поможет ему понять, что именно мы танцуем? Отношение к движению, его окраска! А Шаг — один из самых простых, но мощных инструментов в этом деле! Можно «делать фигуры на фоне музыки», а можно «танцевать в музыку». Последнее сложнее, но насколько приятнее и интереснее! Ведь музыкальность — это не просто попадать движениями в определенные ноты (если таких нот много, то опять же, на «простых шагах» — проще!), это и учитывать настроение, которое Музыка предлагает разделить. Шаг и здесь — верный помощник. Да и вообще, нехорошо выпускать из виду внешнюю составляющую. На милонге (особенно на фестивальной, или просто где не все друг друга знают) все, независимо от пола, периодически обращают внимание на танцпол, чтобы понять, с кем бы хотелось потанцевать, а с кем — очень хотелось. И роль Шага — в роли Красивого движения и в роли Того, что делает весь танец Красивым — здесь сложно переоценить. А еще искусство владения Шагом напрямую связано с хорошим настроением как на самой милонге, так и после нее. Потому что умение танцевать компактно, быстро менять направление и контролировать движения пары идет рука об руку с другой важной темой — Навигацией. И помогает как уберечь свою пару от столкновений, так и не причинить вред другим в условиях даже жесткого трафика. И, безусловно, Шаг — самая важная фигура в Танго. Я знаю многих танцоров, которые, в ускоренном режиме вызубрив Танго-Азбуку, в дальнейшем не жалели времени и сил, совершенствуя в первую очередь Шаг. Ведь и правда, если говорить не о Сцене, а о Милонге, то важность Шага обуславливается хотя бы частотой его использования. По мнению автора этой статьи, танцуя Танго, 80% времени посвящено именно Шагам. Поэтому закончить Оду Шагу мне бы хотелось так: «Практически весь процесс обучению Танго сводится к тому, чтобы «учиться ходить»»!
Вячеслав Иванов