Руководство по прослушиванию.
Оркестр Edgardo Donato
1. Tierrita (1934)
2. Estrellita mia (v) (1940) хор: Morales/Lagos/Gavio
3. Triqui-tra (1940) певица: Lita Morales
4. El adios (1938) певец: Horacio Lagos
5. Sinfonia de arrabal (1940) хор: Morales/Lagos/Gavio
6. Felicia (1929)
7. El huracan (1932) хор: Felix Gutierrez
8. Ella es asi (m) (1938) певец: Lagos
Enrique Rodriguez был не единственным лидером оркестра, который хотел, чтобы люди просто наслаждались музыкой. Другим был Edgardo Donato. Однако, оркестр Donato не был характерным популистским оркестром, как оркестр Rodriguez, это был оркестр типика, настоящий, серьезный танго оркестр, и музыка, которую выбирал Donato, в основном, тоже была серьезной. Из всех оркестров, которые не побоялись играть оптимистичную музыку, этот особо выделяется своей веселостью. Вы можете это явно слышать у скрипки, собственного инструмента Donato, и у секции бандонеонов, в которой есть нечто особенное, что придает всему звучанию ощущение парижского bal-musette. Музыка дерзкая и ритмичная. Она несет в себе характерную наивность, которую мы обычно не ассоциируем с танго.
Удачная точка отправления, для знакомства с оркестром Donato, это его интерпретация танго “Tierrita”, записанная в сентябре 1934 года.
Оркестр играет с головокружительной скоростью – по ощущениям, раза в 2 быстрее, чем Orquestra Tipica Victor (OTV) всего двумя годами ранее. Запись начинается с бурного гитарного пиццикато на скрипках (приём игры, когда звук извлекается не смычком, а щипком струны). Через некоторое время темп немного успокаивается, но только для того, чтобы дать ударным синкопам заполнить собой фон, перед тем, как долгое пиццикато возвращается снова, и музыка продолжается с тем же уровнем энергии и вдохновения на полные три минуты. Это очень динамично, как группа маленьких детей, снующих по игровой площадке. Вы можете услышать влияние на одну из первых записей Tanturi 1937 года и все же звук Tanturi, в сравнении, спокойнее – а звук OTV, — прозаичнее.
Эта «детская» энергетика, возможно, ключевая характеристика оркестра. Однажды, исполняя танго «El huracan» Donato, прогуливаясь вдоль края сцены, разбивал фонари сценической рампы (разноцветные осветительные лампы) смычком своей скрипки – предположительно, в ритм музыки.
Учитывая то, что происходило в это время с другими оркестрами танго, вы сможете понять, мнение о том, что Donato это мост к D’Arienzo, хотя до настоящей революции еще больше года. Fresedo уже адаптировал плавный звук оркестра с вокалом Roberto Ray. Canaro приближался к концу трехлетнего периода доминирования сильного ритма и его оркестр находился в переходном периоде, всего через несколько месяцев он наймет Roberto Maida. Оба эти большие оркестра движутся в направлении смягчения музыки освобождая пространство для ритмичного оркестра. Именно это пространство и занял Donato. Ритм Canaro был сильным, Lomuto – тяжелым, Firpo – пузырящимся, а ритм Donato — легким, быстрым и игривым.
Лучшими годами для оркестра Donato были 1932-1942, что странно, в сравнении с периодом расцвета других оркестров, которые мы рассматривали. Однозначно, он хорошо стартовал еще до революции D’Arienzo, и мы можем думать о нем, как об оркестре старой гвардии (guargia vieja) – хотя оркестр Donato и ритмичный, динамичный, но он продолжал оставаться успешным после революции D’Arienzo и даже потом, после появления Troilo, Laurenz и Di Sarli. Так почему же он так неожиданно распался? Что случилось в 1942? Мы обсуждали это, когда говорили об оркестре Miguel Calo и Raul Beron: темп танго музыки стал значительно ниже. Donato не мог к этому приспособиться.
Случилось и кое-что еще с Donato в это время – он потерял своего ключевого музыканта. Мы видели это во многих оркестрах, ключевым музыкантом был пианист: D’Arienzo сначала боролся, чтобы заменить Biagi, и Troilo так никогда и не восстановился после потери Orlando Goni. Тогда дело было в пианисте? Нет, не в нем. Попробуйте еще.
Может быть это был скрипач? Donato был хорошо известен за особый способ игры на скрипке – мы уже слышали его пиццикато. Однако чаще всего соло на скрипке исполнял сам Donato. Тогда это не скрипка. Бандонеон? Ближе, но все равно не то.
Послушайте внимательно секцию бандонеонов Donato: звук отличается от других оркестров. Он яркий, счастливый и игривый. Как Donato смог сделать этот звук таким светлым? Ответ в особом ингредиенте секции бандонеонов Donato, которого не было у других, кроме 4х бандонеонов, у него был аккордеон.
Нам столько раз говорили о том, чем бандонеон отличается от аккордеона и чем он так подходит для танго: его звучной глубиной, его меланхолией. Дайте пока оставим в стороне это сравнение. Аккордеон – светлый и радостный инструмент. Пьяццолла говорил, что бандонеон был создан играть печальную музыку, а аккордеон – счастливую. Donato, добавив аккордеон в свой оркестр типика, декларировал таким образом свою приверженность к радости в жизни.
Играл на аккордеоне ребенок – вундеркинд. Osavldo Bertone, Bertolin для его друзей. Он присоединился к оркетру Donato в 1934, когда ему было всего 13 лет.
Вклад Bertolin в оркестр Donato был безмерным. Сначала, он только добавлял света звуку бандонеонов, но с течением времени он стал занимать больше места, особенно при исполнении вальсов, например, «Noches correntinas» (1939), где у него было простое соло. Более тонкий пример – “Estrellita mia” (1940), среднего темпа вальс, и трио из всех трех голосов, в какой-то момент звучащих совместно самым не похожим на танго образом!
Вам не нужно внимательно вслушиваться, чтобы заметить нечто очень необычное для танго оркестра: один из голосов женский. Это голос Lita Morales. Мы вскоре вернемся к ней.
Лучший пример игры Bertolin это вальс «Mendocina» (1942) в котором вы можете слышать его участие с самых первых аккордов. Может быть Donato дал ему такую возможность, зная, что он уходит, так как это было финальное выступление Bertolin с оркестром. Слушая записи Donato, не так то просто сказать, когда Bertolin к оркестру присоединился, но совершенно очевидно, когда он ушел.
Общеизвестная история говорит, как Donato должен был реорганизовать его оркестр в 1945, когда многие из его музыкантов, вместе с певцом Horacio Lagos, ушли к его брату Osvaldo. Однако настоящая проблема случилась в 1942, когда Bertolin, игравший в оркестре уже 8 лет, ушел, чтобы организовать джазовую группу. Последняя запись с Bertolin – которая включала “Mendocina” – была в августе 1942. После этого и на вершине танго бума, Donato ничего не записывал полтора года. Когда он вернулся в студию записи в марте 1944, это был другой оркестр, оркестр без индивидуальности. Частично это произошло из-за потери Bertolin, а частично из-за огромных изменений на музыкальной сцене, произошедших за эти годы, когда танго с вокалом окрепло и замедлилось, и более не подходило для Donato. Были другие оркестры, которые не смогли адаптироваться к этому переходу, особенно это заметно на примере оркестра Roberto Firpo. Некоторые добавляют к этому списку Canaro, по крайней мере с точки зрения его музыки, а не его успеха, но это другая история.
Анекдоты о Donato
Рассеянность Donato общеизвестна и существует множество историй о том, как он «витал в небесах». Как-то раз он болтал с друзьями в кафетерии, когда внезапно вспомнил, что у него осталось всего несколько минут до начала выступления на радио “El Mundo”. Выскочив на улицу, он запрыгнул в такси и попросил отвезти его на Maipu 555, как можно скорее. Водитель поднял руку и указав на здание перед ним, сказал: «Перед вами, Сэр».
Как-то раз Donato искал певца для оркестра. Он слушал дома радио с друзьями. По радио транслировали певца, чей голос очень понравился Donato, он хлопнул в ладоши с закричал: Это он! Это тот певец, что нужен моему оркестру! Гнетущая тишина повисла в комнате… никто не решался сказать ему, что это был голос Carlos Gardel (самый известный и успешный певец того времени. Гардель предпочитал выступать сольно, а не с танцевальными оркестрами, поэтому он не попал в эту книгу).
В другой раз он сидел в трамвае рядом с юношей со скрипкой в футляре. Через некоторое время он повернулся к нему и сказал, «Простите, молодой человек, вы играете в каком-либо оркестре?». Парень ответил: «Да, маэстро, в вашем».
Однако самый известный анекдот о Donato, этот, рассказанный его дочерью, который тоже случился в трамвае. Donato был поглощён беседой с другом. Они вместе вышли на остановке и некоторое время шли перед тем, как Donato понял, он забыл что-то важное в трамвае — его жену.
Начало Donato
Donato появился в 1929 году, время когда стиль «guardia vieja» все еще был единственным способом играть танцевальную музыку. Самые ранние записи звучат немного похоже на Orquestra Tipica Brunswick, особенно в том, как он использует пианино, но Donato уже тогда проявлял свою любовь к пиццикато, если хотите можете послушать запись его “Felicia” 1929 года, где есть несколько замечательных синкоп.
В 1930 он возглавлял, вместе со своим другом, виолончелистом Roberto Zerrillo, оркестр с певицей Azucena Maizani в качестве вокалистки, но Zerrillo влюбился в Maizani и последовал за ней в ее тур в Испанию. Это заставило Donato продолжать снова в одиночку.
В декабре 1932 он подписал соглашение с маркой Victor. Первая сессия включала одно танго и запись очень известная – “El huracan” (Ураган).
Послушайте эту запись, и вы можете заметить, что музыка удивительно лаконична, — это влияние ритмического танго, которое звучит в точности, как знакомый и любимый нами Donato и очень немного в стиле «guardia vieja» с Zerrillo из предыдущего года. Музыка на самом деле похожа на ураган, с дикой динамикой, которая была сенсацией того времени. Это революционное танго стало своеобразной подписью для Donato и ознаменовало его золотые годы.
Вокалисты Donato
Вокалистом Donato в танго “El huracan” был Felix Gutierrez, который кроме того, что пел, был еще и боксером. После ухода Gutierrez, Donato работал с Antonio Maida и потом, ему посчастливилось представить Hugo del Carril, которые вскоре покинул его, по причине своей популярности.
В 1935 он нашел певца, который бы остался с ним – Horacio Lagos. C 1939 он стал стал использовать двух других вокалистов – Lita Morales и Romeo Gavio (уругвайский Romeo Gavioli). Женский голос в танцевальном оркестре был очень необычным явлением. Соло почти всегда доставались Lagos, однако есть одна запись, в которой Lita Morales поет соло – “Triqui-tra” (1940).
В то время это был единственный оркестр, работающий на регулярной основе с женщиной вокалисткой. Это было вольностью со стороны Donato. Однако чаще всего Morales и Gavio пели вместе с другими голосами – на пяти треках все три вокалиста поют вместе. Такой хор добавлял атмосферу вечеринки.
Серьезный Donato
Все это совсем не значит, что Donato не может быть серьезным, когда этого хочет. Он может, и запись “El adios” 1938 года – фантастический тому пример.
Начало этого танго вас точно удивит своей сдержанность, печальным скрипичным соло, на фоне медленного ритма. Кроме того, тут есть замечательный дуэт голоса Horacio Lagos и аккордеона Bertolin, который очень хорошо слышен во время соло, незадолго до финальной вариации.
“Sinfonia de Arrabal” тоже начинается неторопливо, но в этот раз Donato продержался только 45 секунд. Внезапно настроение поднимается, и музыка становится радостной.
Donato и милонга
Дерзкий ритм Donato делал его прекрасным исполнителем милонг, наиболее известная – восхитительная милонга “Ella es asi”.
Хотя, послушайте любую и станет совершенно очевидно, что Donato играет милонги особым образом, быструю или медленную, со старым ритмом, который мы сейчас зовём танго-милонга. Donato и сам пытался найти адекватный термин, чтобы их описать, иногда используя фразу milonga-tangueada. Это ничего на самом деле не значит, кроме того, что мы находимся на территории лежащей где-то между милонгой и танго, но это предупредительный флаг о ловушке для танго DJев, способ исполнение милонг у Donato не всегда одинаковый, поэтому мы не можем просто скомбинировать любые три случайные в надежде получить хорошую танду.
Donato на CD: что слушать
Donato начинал записываться под маркой Brunswick, продолжив с RCA Victor, поле провала Brunswick в 1932. Из 356 его записей, наиболее интересных 152, которые он записал с RCA Victor до ухода Bertolin в 1942.
К сожалению, в BMG (собственник RCA Victor) не демонстрировали энтузиазма переиздавать записи Donato, и на момент написания этой книги в 2012 году существовал всего один коммерческий диск Donato. Множество классических треков просто недоступны. Было бы здорово, если бы ситуация изменилась к моменту, когда вы будете читать этот текст, но шансов к этому очень мало.
CD, RGS, 1640, Tango Collection: Edgardo Donato, 2010
MP3, RCA, Serie 78 RPM: Orquestas De Antano – Edgardo Donato, 2011
“Tango stories. Musical secrets”, автор — Michael Lavocah.
Пересказ — Ростислав Вавилов.