Танго — цели, способы, пути

Цели

В далеком 2009 моя цель была достаточно эфемерна и я не слишком понимал сути того, что хотел. Хотел танцевать, на милонгах, и чтобы в Ташкенте было танго. Немного точнее я понимал, чего я не хочу, и хотя это тоже со временем менялось, все эти годы меня вдохновляли музыка и социальный танец, доступный обычным людям, как форма отдыха и общения. Соревнования, постановочные выступления, танго как бизнес, маркетинг, организация и логистика меня никогда не привлекали. Хотя я все же научился уважать и ценить все эти дисциплины, как необходимые и полезные.

Во всем многообразии всяческих стилей танго, мне нравится тот, что прочно связан с выражением музыки, специально для этого созданной, парой, танцующей в абсолютном контакте друг с другом и музыкой, и владеющей техникой достаточно хорошо, чтобы легко справляться с этой задачей, получая от процесса максимум удовольствия. Достижение этой цели оказалось задачей крайне сложной, отчасти невыполнимой. Но другое не привлекало ни тогда, ни теперь.

Способы

Необходимость учить пришла, как цена реализации мечты о милонгах. Оказалось, что это очень сложно и увлекательно. И еще, это работа с людьми. А именно о людей разбились все социально экономические системы, включая самую ныне популярную.

Помимо прочих, задача «научить танцевать» делилась на три важные части:

(i) музыкальность для танцоров

Музыка это цель и причина танца, без которой он не имеет смысла. Оказалось, что музыку танго 30-40x годов 20го века, специально создавали для танцоров. Она простая, обладает известной структурой, в ней множество повторений, очевидный ритм и мало неожиданностей. Такую музыку возможно и удобно танцевать. Разобраться в этом не так уж и сложно. Это требует умеренных вложений времени и усилий. Кроме того теоретическое изучение этого вопроса мало отличается от изучения привычных нам дисциплин.

Но, эта музыка гораздо сложнее современной поп музыки, к которой привыкло большинство. Поэтому научиться слышать танцевальную музыку танго немного сложнее, чем теоретически ее изучить. Тут не подходит дискретный подход «нравится/не нравится».

В целом возможности танцоров, даже самых профессиональных, по выражению музыки посредством танца, значительно отстают от самой музыки, что вполне естественно. Выражать музыку, танцуя телом партнерши — это сложная задача и тут никак не обойтись без техники танго.

(ii) персональная техника танго и техника пары

На приобретение необходимых навыков уходит масса времени и сил. Занятия кардинально изменяют студентов, готовых принять эти изменения и добросовестно трудиться не пропуская уроков. Оказывается все совсем не так просто, как кажется сначала — ходи себе под музыку и все дела…

Сложность для не профессионалов (а именно они составляют основную аудиторию) в том, что большинство не имеет опыта работы с телом и не знает как учится тело. Чаще всего их цель просто «научиться танцевать», и не так важно танго или лезгинку, а представление о том, что это значит и как это будет происходить, совершенно не совпадает с реальностью. Поэтому значительную часть урока приходится посвящать играм и развлечениям, чтобы сохранить мотивировку студентов и дать им время приобрести полезные навыки. Остаются самые стойкие и неординарные. Другие уходят туда, где комфортнее и проще. А еще появляется группа людей, не сумевших научиться танцевать, но научившихся говорить о том как танцевать, и даже тех, кто учит этому других. Это интересный побочный продукт, больше имеющий отношение к маркетингу.

С профессионалами сложность другая — многие уверены , что уже все умеют, так как имеют хореографическое образование или танцевальный опыт в других дисциплинах. Им легко освоить любые движения и они прекрасно управляют своим телом, но уверенность, в том что они все умеют не дает им достаточно углубиться в тему, дело не идет дальше копирования движений вне контакта с партнером и музыкой. Это создает массу клонов, повторяющих движения известных пар или миксы танго с чем-то, что они уже умеют делать. Явление тоже полезное и любопытное, хотя и имеющее условное отношение к танго.

(iii) психологическая подготовка

Эта часть призвана помочь достигать определенного ментального состояния, похожего на медитацию, которое позволяет управлять концентрацией внимания, избегать стресса и напряжения, чувствовать партнера, и музыку через объятия, обрести навыки особого языка тактильной коммуникации.

Тут есть возможность справиться с предрассудками, избавиться от иллюзий, выйти из зоны комфорта испытав себя в непривычной ситуации, разобравшись, что полезно, а от чего лучше скорее избавиться.

Пути

На мой взгляд это главное у любом деле, не цель, а именно путь. Люди приходят в танго с самыми разными целями, и чаще всего они не имеют к танго никакого отношения. Задачи перед ними встают совсем не банальные и достаточной мотивировкой для их реализации обладают только те, кому нравится сам процесс, те, кому доставляет радость их собственный путь, каким бы извилистым он не оказался.

Наивно полагать, что значительное количество людей будет прилагать серьезные усилия в течении долгого времени. Поэтому важно балансировать основные навыки, стараясь научить людей выражать простой ритмический рисунок базовыми движениями как можно раньше. Добиться дальнейшего прогресса можно углубляясь в механику выполнения простого движения. Тут работает принцип развития по спирали.

Говорят, что танго выбирает людей. Это красивая фраза. Но я думаю, что выбирает не танго, ведь это просто слово. Выбираем мы сами — музыку, учителей, путь, танец. А занятия танго создают фантастические возможности для творчества, наблюдений, экспериментов, познания мира и людей для тех, кто смотрит и видит, слушает и слышит, ощущает и чувствует. Ведь дело не в техническом прогрессе, государствах и системах, условиях и возможностях, дело всегда в людях.

Добавить комментарий